Ильин действительно больше похож на деревенского рыбака, чем на актера, не обладает внешностью и фактурой "звезды". Но именно своей внешней незаметностью и бесспорным талантом он привлек режиссеров 90-х и вскоре стал одним из самых востребованных актеров постсоветского кино.
Владимир родился в Свердловске. Его мама была врачом, детским педиатром. Папа, Адольф Алексеевич, был известным актером в Свердловском театре.
В детстве Владимир занимался балетом, фигурным катанием, но главным для него все же оставался театр, за кулисами которого он, как и его брат Александр, проводил большую часть свободного времени. Поэтому, когда школа была окончена, перед Владимиром не возникало особого вопроса – кем быть. Только актером! Вне сцены он себя и не мыслил.
В 1969 году Владимир окончил Свердловское театральное училище. Его первым театром стал «Скоморох» Г.Юденича, с которым он объездил полстраны. Затем Владимир работал в театрах Москвы и Казани, пока, наконец, в 1974 году не был приглашен в Театр имени Маяковского. Чуть позже вслед за сыном в Театр Маяковского был принят Адольф Алексеевич, а еще через пару лет труппа пополнилась еще одним Ильиным – Александром, братом Владимира.
В Театре Маяковского Владимир Ильин проработал до 1989 года. Здесь в полной мере проявился трагикомический дар актера, хотя и играл он преимущественно эпизодические роли. К своей работе он относился с невероятной ответственностью, равно как и все Ильины. Олег Меньшиков и Инна Ульянова отмечали, что Ильин – замечательный партнер, который всегда поможет на сцене, всегда подыграет, всегда работает с удовольствием. При этом Владимир всегда оставался очень тактичным человеком. Он никогда не «дрался» из-за роли, всегда готов был уступить, что резко отличало его в театральной среде.
В 1989 году Владимир покинул театр и с тех пор играет только в кино. Александр Ильин продолжает выступать на сцене Театра Маяковского.
В кино Владимир Ильин начал сниматься поздно. Первую свою роль – Романа из мелодрамы «Мой любимый клоун» Ильин сыграл, когда ему было уже под сорок. Затем была главная роль в социально-психологической драме «Защитник Седов» и другие работы, но настоящий успех актеру принесла драма «Авария – дочь
мента». Когда Владимир Ильин появился в образе ГАИшника, зрители были поражены его точным попаданием в цель. Впервые советским милиционер не был образцом бравады и мудрости, а предстал на экране обычным немногословным мужичком, любящим, но неуклюжим отцом.
Через год Ильин сыграл несчастного писателя Рахлина в «Шапке», дурачка Артюшу в «Рое» и кагэбэшника Малахова в «Затерянных в Сибири» - образы абсолютно несхожие, даже противоположные. С этого момента начинается «звёздная» биография Владимира Ильина.
Как-то, много лет спустя, на экраны вышла передача о Владимире Ильине - «Он совсем не артист…». Такое заглавие было выбрано не случайно. Ильин действительно больше похож на деревенского рыбака, чем на актера, не обладает внешностью и фактурой "звезды". Но именно своей внешней незаметностью и бесспорным талантом он привлек режиссеров 90-х и вскоре стал одним из самых востребованных актеров постсоветского кино. Причем нередко его приглашали режиссёры, уже раз соприкоснувшиеся с ним на съёмочной площадке.
В большинстве своём герои Ильина положительные, «простые», что идёт от характера самого актёра. Таков его Савельич, старый слуга, по-отечески заботящийся о своем молодом барине Гриневе в драме «Русский бунт» (2000), снятой по мотивам повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачевского бунта» А. С. Пушкина. Таков талантливый самородок Семен Лямкин в комедии «Хочу в тюрьму» (1998), который, попав из-за чужих финансовых махинаций в беду, пытается скрыться от российского правосудия в голландской тюрьме. Или, например, бывший русский журналист Герман пытающийся воспользоваться «коридором времени», позволяющим перемещаться в 1960-е годы и обратно, в мелодраме «Стрелец неприкаянный» (1993).
Среди других ролей стоит отметить капитана Мокина в киноромане Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998)(за эту роль в 1999 г. Ильин был удостоин премии "Золотой Овен" за лучшую мужскую роль второго плана и Государственной премии России в 200
0 г.), председателя колхоза Голубева в военной комедии «Солдат Иван Чонкин» (1994), приживала Кирика в драме «Утомленные солнцем» (1994), Вовика Бокина, ассистента актера Реброва (в блистательном исполнении Панкратова-Черного) в комедии «Альфонс» (1993).
Много Владимир Ильин снимается и в последние годы. Он снялся в драме «Наследницы», сериале «Марш Турецкого». Великолепной была его роль Лебедева в телевизионном многосерийном фильме «Идиот» по одноименному роману Ф.М. Достоевского.
Жена Владимира Ильина – Зоя Ильина - бывшая (и достаточно яркая) актриса театра на Таганке. Вместе они живут вот уже более 30 лет. Живут супруги очень скромно. Сколько бы они не зарабатывали, у них денег никогда нет. Причина простая - просто они такие люди, которые не могут спокойно проходить мимо бедных, нуждающихся, они много помогают церкви, занимаются благотворительностью. Надо отметить, что Владимир и Зоя вообще люди глубоко верующие.
Зоя Ильина в одной из передач как-то рассказывала, как однажды, проходя мимо вокзала, Владимир отдал подаренную ему очень хорошую, дорогую, теплую куртку нищему и пришел домой в одном пиджаке (а дело было зимой). Инна Ульянова, достаточно хорошо знающая Ильиных, признавалась, что Володе и Зое ничего не надо: ни денег, ни славы, они очень дорожат друг другом и всегда готовы помочь другим в любой беде. Она же отмечала, что Владимир – «это сама нежность, эта нежность отражается во всем: как он смотрит, как говорит, что делает. У него очень добрые глаза».
Детей у Ильиных нет, у Зои было шесть попыток, но не успешно. Когда Зоя в шестой раз забеременела, она очень боялась снова потерять ребенка и пошла к батюшке. Тот сказал: «Родишь, сразу умрешь». На вопрос: почему? ответом было: «Знать другая у тебя миссия на Земле, а какая, не твоего ума дело». Но одиночеством Ильины не убиваются, так как вокруг всегда много детей. Так у его родного брата Александра трое детей, которые тоже выбрали актерскую стезю