Популярные личности

Владимир Фаворский

художник, гравер, подлинно русский интеллигент
На фото Владимир Фаворский
Категория:
Дата рождения:
1886-03-14
Место рождения:
Москва, Россия
Дата смерти:
1964-12-29
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

. А. Фаворский вошел в отечественную и мировую художественную культуру как непревзойденный мастер ксилографии и книжной иллюстрации. За долгую свою жизнь художник не раз обращался и к другим видам искусства (скульптура, фресковая живопись, карандашный рисунок, театральное оформление). Фаворский занимался и декоративным искусством. В 1937 году, например, за работу по оформлению Советского павильона Всемирной выставки в Париже он был удостоен высшей награды "Гран при". Но предпочтение художник отдавал гравюре.


ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886-1964), российский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии ('Достоевский', 1929; иллюстрации к 'Слову о полку Игореве', изд. 1954, а также к 'Борису Годунову', 1955, и 'Маленьким трагедиям', изд. 1961, А. С. Пушкина). Ленинская премия (1962).

ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич [3 (15) марта 1886, Москва 29 декабря 1964, там же], русский художник и теоретик искусства, выдающийся мастер искусства книги.

Канва жизни

Родился в семье юриста (мать художница О. В. Шервуд). Брал уроки в студии К. Ф. Юона (1903-05), а также в частной Академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906-07). Жил в Москве. Был членом объединения 'Четыре искусства'. Много работал как педагог в московском Вхутемасе (1921-29; ректор в 1923-25), Московском полиграфическом (1930-34) и других институтах.

Мастер книги

Работая с 1907 преимущественно в технике ксилографии, стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма, однако внимательно следил и за новациями авангарда, в том числе кубизма, добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, тщательно выверенных композиций.

Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный организм, в котором эстетическое, декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным ('инструмент для чтения').

Для иллюстраций периода 1910-х середины 1930-х годов характерны лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху ('Фамарь' А. П. Глобы, издано в 1923; 'Новая жизнь' Данте, издано в 1934), черты эпического космизма при всей миниатюрности образов ('Книга Руфь',1925), либо, напротив, лукавого или драматического гротеска ('Домик в Коломне' А. С. Пушкина, 1929; 'Рассказы' Б. А. Пильняка, 1932). Произведение порой превращается как бы в явленную тайну искусства как такового, на что обращают внимание П. А. Флоренский и О. Э. Мандельштам, воздавшие Фаворскому хвалу как граверу-кудеснику.

С середины 1930-х мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим свет и движение; в его работах усиливаются черты классицизма: 'Сонеты' У. Шекспира (1948); сборник 'Р. Бернс в переводах С. Я. Маршака' (1950); 'Слово о полку Игореве' (1953); 'Борис Годунов' (1956) и 'Маленькие трагедии' (1961) А. С. Пушкина.

Другие сферы творчества

Фаворский был также замечательным мастером романтико-исторического гравюрного портрета ('Ф. М. Достоевский',1929; 'Пушкин-лицеист', 1935), а также портрета бытового (серия карандашных 'двойных портретов' родных и друзей, 1938-61). С 1942 обращался к линогравюре (серия 'Самарканд', 1942-44). Работал также как художник театра.

Если многие его графические произведения (например, 'двойные портреты') примыкают по духу к уединенному 'тихому искусству', то в своих монументально-декоративных вещах (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито в Доме моделей, 1935; обе в Москве, не сохранились) художник, с одной стороны, выполнял вполне официальный тематический заказ, с другой же и здесь продолжал придерживаться принципа безукоризненной, замкнутой в себе 'чистой формы'.

Теория и школа

Этот принцип формальной замкнутости произведения, гармоничной художественной структуры, внутри которой творчество как бы сберегает себя от суетной злобы дня, был отчасти унаследован Фаворским от А. Гильдебрандта (его книга 'Проблема формы в изобразительном искусстве' была издана в 1914 в переводе Фаворского и Н. Б. Розенфельда). В своих теоретических выступлениях Фаворский призывал скрупулезно продумывать внутренний строй произведения, тем самым сохраняя искусство даже в самые тяжелые годы внешнего идеологического натиска от политической конъюнктурщины и халтуры.

Призыв Фаворского к формальной и духовной чистоте творчества всегда находил живой отклик . Он оказал действенное влияние на несколько поколений российских художников, в том числе на представителей 'сурового стиля'.



Поделиться: