Популярные личности

Владимир Долматов

Ветеран, участник Великой отечественной войны.
На фото Владимир Долматов
Категория:
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Воспоминания периода ВОВ

Сначала Долматов служил инструктором в учебном автополку в Горьком, затем их перевели в Городец, а летом 1943-го, в составе сформированного отдельного автомобильного батальона химзащиты, Владимира Адольфовича отправили на Первый Украинский фронт. Задачей части было строительство ложных переправ, жили солдаты на берегу и на острове, и Довлатов вспоминает, как они глушили рыбу толовыми шашками, что было строго запрещено командиром части.


В октябре 1941 года, семнадцатилетним мальчишкой, Владимир Адольфович попал в ополчение. Он еще учился в школе, жил на Арбате, и однажды вместе со своими соучениками и преподавателями оказался во дворе одной из московских школ, где ополченцев 'вооружали', выдавая одно ружье или винтовку на пятерых человек. В составе подразделения, которым командовал учитель литературы, Володя отправился в подмосковную Жуковку. Разбив лагерь в паре километров от Можайского шоссе, ополченцы услышали гул – это прошли танки, а за ними пехота. Так москвичи оказались в окружении. Володю как единственного мотоциклиста отправили в Москву, в военкомат, чтобы сообщить о том, что люди в окружении, а воевать им нечем. Он единственный и выжил. О судьбе остальных ему ничего неизвестно.

Володю отправили домой. Он учился в автошколе, и к тому же отец устроил его работать в слесарную мастерскую, занимавшуюся починкой. В затопленном подвале Володя нашел неучтенные велосипедные запчасти и наладил сборку велосипедов, а часть денег от продажи вкладывал в кассу мастерской под видом денег за услуги. За перевыполнение плана ему давали премии. Получив водительские права, он устроился водителем на автокомбинат, работал на заготовке дров. Приходилось делать два рейса, причем самим валить лес, очищать от веток, самим распиливать и грузить. Уставший, он попал в аварию, и в качестве наказания Владимира Адольфовича перевели в цех собирать двигатели. Воспользовавшись случаем, Володя отремонтировал пять трофейных мотоциклов для военкома, и упросил военкома отправить его на фронт. Правда, он побоялся сказать родителям, что уходит добровольцем, сказал, что прислали повестку.

Сначала Долматов служил инструктором в учебном автополку в Горьком, затем их перевели в Городец, а летом 1943-го, в составе сформированного отдельного автомобильного батальона химзащиты, Владимира Адольфовича отправили на Первый Украинский фронт. Задачей части было строительство ложных переправ, жили солдаты на берегу и на острове, и Довлатов вспоминает, как они глушили рыбу толовыми шашками, что было строго запрещено командиром части.

Недовольный действиями командира части, Долматов решил поменять место службы и попал в окрестности Кракова, в автобатальон НКВД, занимавшийся перевозкой пленных. Предприимчивый Долматов быстро организовал заготовку дров местному населению, которое расплачивалось водкой, продуктами и сигаретами. Однажды под двигателем его грузовика взорвалась мина, и Долматова, получившего множество осколочных ранений, отправили в госпиталь. После госпиталя он совершил настоящую авантюру, чтобы заехать в Москву и повидать родных, в результате чего у него украли права, и некоторое время ему пришлось помучиться с восстановлением документов.

Остаток войны Долматов служил водителем у Героя Советского Союза, генерал-майора Антона Ивановича Слица.



Поделиться: