Любителям музыки нет надобности представлять Владимира Чернова. Позволим только напомнить, что последние 15 лет его считают одним из лучших баритонов мира. Маэстро участвует в оперных постановках на лучших сценах с солистами уровня Пласидо Доминго И Кири Те Канава. Владимир Чернов является лучшим баритоном нью-йоркской "Метрополитен-опера", где под него специально готовят постановки.
Сегодня в столичном зале имени Чайковского состоится его единственный концерт, где Чернов представит арии и дуэты из опер Верди вместе с молодой певицей Евгенией Муравьёвой. Несмотря на жесточайший график репетиций, "Правде.Ру" удалось встретиться с маэстро.
-Уважаемый маэстро! Ваш приезд в Россию совпал с юбилеем Мариинского театра, на сцене которого вы стали звездой оперы. И Темирканов, и Гергиев были в восторге от вашего дара. Но почему же ваши пути с Мариинкой разошлись?
- Прежде всего я ещё раз хочу поздравить свой самый дорогой и родной театр с праздником. Ну а почему разошлись... Это чисто объективные причины. Тогда, в 90-е, поступили приглашения от крупнейших оперных театров мира. Когда попадаешь в эту ситему, то планировать при напряжённом графике приходится на годы вперёд. Сегодня поёшь "Риголетто" в Венской опере, через день уже "Симона Бокканегра" в Лос-Анджелесе... Признаюсь вам, мне очень больно, что я утратил контакт с родным театром, который благодаря Валерию Гергиеву стал одной из самых лучших и престижных оперных площадок мира. То, что делает Валера, - и в творческом плане, и в организационном, - это чудо и подвиг. Вы ещё не были в новом зале Мариинки? Это просто фантастика! Там совершенно потрясающая, поистине гениальная акустика.
- И всё таки, Владимир, ждать ли нам вашей совместной работы с маэстро Гергиевым?
- Очень этого хочу. Конечно, у Гергиева тоже всё расписано на годы вперёд, есть свои планы, сложился свой состав исполнителей. Я часто встречаюсь с Валерием за рубежом, в июне прошлого года целый час просидел в его кабинете в Мариинке. Меня многие тогда спрашивали, не собираюсь ли я вновь выступать на той сцене, где я всему научился, где помню всех, каждого, кто помогал мне в творческом росте. В этом июне, кстати, я опять буду в Санкт-Петербурге. Меня пригласили возглавить жюри конкурсов вокалистов. Хочу опять встретиться с Валерием, может в этот раз договоримся о конкретной совместной работе.
- Во всём мире вас считают одним из лучших исполнителей опер Верди. Есть мнение, что его шедевры - вершина мировой оперы, после чего начался её постепенный закат?
- Спасибо за вопрос, потому что я испытываю колоссальный трепет при одном только упоминании имени Верди. Хотя я с удовольствиме пою и Пуччини, и Малера, и Рахманинова. Не хочу сравнивать его ни с кем. В мире великой музыки не стоит сравнивать одного гения с другим. Хотя во второй половине девятнадцатого века Верди постоянно сопоставляли с Вагнером. А ведь Вагнер Верди недолюбливал, даже за настоящего композитора не считал. Забавно, что и сейчас иногда встречаются отголоски тогдашних споров. Было время, когда на сцене лондонского "Ковент-гарден" Вагнер потеснил Верди. Потеснил потому, что арт-директором был немец.
В чём неувядающий успех опер Верди? Почему в Италии он до сих пор является общенациональным композитором? Да потому что он очень человечен, его музыка эмоциональна до предела. Плюс высочайший, фантастический профессионализм. Верди мог буквально в пяти такатах выразить такую бурю эмоций!Когда Верди писал оперы, он рассчитывал всё с математической точностью. Точно знал, что эта опера должна длиться 2 часа 5 минут. Не 3 минуты, не 10, а именно 5. Это ощушение темпа времени поистине гениально!
- В России распространяется мода на модернизацию постановок классики. Как вы к этому относитесь? И нравятся ли вам оперы современных композиторов?
- Да,без модернизации постановок не обходятся в последние 4-5 лет даже в "Метрополитен-опера", где долгое время при Ливайне сопротивлялись чересчур радикальным режиссёрским новациям. А теперь даже в "Тайном браке" Чимарозы на мотоциклах раскатывают. Я не специалист в этих вещах, главное, чтобы режиссура не отвлекала от оце
нки музыкального качества постановок. Что касается современной оперы, то здесь немало хорошей и достойной музыки было создано и создаётся. Мне вот очень нравятся оперы англичанина Бенджамина Бриттена.
- Но его музыка давно стала классикой.
-Тем не менее, она не настолько популярна среди меломанов, как того заслуживает.
- Кстати, Валерий Гергиев высказывал желание поставить многие оперы Бриттена, включая "Билли Бад" по Мелвиллу.
- Я слышал об этом и всячески поддерживаю планы Валерия. Бриттен - это мастер, у которого многим современным композиторам надо поучиться, как следует писать для вокала.
- Владимир, благодаря грамзаписи мы можем сравнить современное исполнительское искусство с творчеством легенд вокала. И сравнение, увы, не в пользу сегодняшнего дня. Скажем, если сравнивать музыкальный уровень последней постановки "Бориса Годунова" в Большом с записью того же Большого 1948 года, где пели Рейзен, Михайлов, Максакова, Нэлепп, Козловский...
- О, это легендарная запись под управлением Голованова! Я не видел последнюю постановку "Годунова" в Большом и не берусь судить. Но своим вопросом вы наступили, как говорится, на больную мозоль. Чего греха таить, уровень оперного исполнительства упал и оно находится в плачевном положении.
Но этот кризис начался далеко не в последние годы. Ещё в начале ХХ века великий итальянский певец Баттестини предупреждал, что оперные певцы теряют дисциплину. И теряют чувство голоса. Мало кто хочет и может доводить свой дар до огранки. Своё влияние оказала, конечно, и звукозапись,превратившая оперу из в определённой степени элитарного искусства в массовое и сделавшая её коммерческим продуктом. Потом пошли микрофоны, усилители. Многие певцы пришли к выводу, что упражняться ставить голос на дыхании, как это делали великие мастера прошлого, вовсе и не стоит так же прилежно и тщательно.
Для меня это очень болезненный вопрос, особенно когда я наблюдаю за молодыми певцами. Мне вот с педагогом очень повезло. Прошу назвать её фамилию - ленинградка Тамара Яковлевна Денисова. Она мне поставила голос, научила правильно вдыхать и выдыхать. Это очень важная для оперного певца вещь. Мне очень нравится, как этим искусством владеет Сергей Лейферкус, Анечка Нетребко, Дима Хворостовский. Но молодёжь надо учить. Было бы хорошо, если бы такие наши наши великие мастера, как Архипова, Образцова, Богачёва, передали своё искусство вокальной техники новому поколению.
- Уважаемый маэстро! После московского концерта вы позволите себе немного отдохнуть?
- Да что вы! Срочно лечу в Лос-Анджелес, где с местным оркестром исполню "Песни странствующего подмастерья" Густава Малера. Потом концертная программа в Сан-Франциско, посвящённая любви Полины Виардо и Тургенева. Кстати, вести её будет знаменитейшее американское меццо-сопрано Мерилин Хорн.
- Неужели та самая Мерилин Хорн, чьё участие в записи "Орфея и Эвридики" Глюка под управлением Шолти признано эталоном?
- Да,именно она.
- Раз мы заговорили о Лос-Анджелесе, то я слышал, что там работает несколько общедоступных радиостанций, специализирующихся исключительно на классической музыке. А у нас единственное радио "Орфей" почти уничтожено.
- Да, это так. И в эфире, и в Интернете на Западе есть станции, которые, к примеру, круглосуточно транслируют только оперы. В режиме нон-стоп, без перерыва. Что у нас происходит с "Орефеем", я этого просто не могу понять. Такая великая в музыкальном отношении страна, как Россия, просто обязана иметь несколько станций классической музыки. При советской власти это же было! Я помню, как я ребёнком в школе на переменах подходил к репродуктору и слушал Чайковского, Глазунова... Я очень надеюсь, что власти обратят внимание на этот позорный нонсенс.