Старший лейтенант В. А. Бурматов произвёл 191 боевой вылет, в 43 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника и 1 в группе. 31 Мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 15 Июля 1921 года в городе Ковров, ныне Владимирской области, в семье рабочего. Окончил 10 классов. Работал сменным диспетчером на заводе. С 1940 года в Военно - Морском Флоте.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. В 1942 году окончил лётную школу в Саранске. Воевал на Балтийском и Северном флотах. Дважды ранен.
До весны 1944 года штурман 255-го истребительного авиационного полка ( 5-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Северного флота ) Старший лейтенант В. А. Бурматов произвёл 191 боевой вылет, в 43 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника и 1 в группе. 31 Мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1952 году - Военно - Воздушную академию. С 1957 года Полковник В. А. Бурматов - в запасе. Работал инженером - технологом на заводе им. Дегтярёва в Коврове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда", "За оборону Советского Заполярья" и 6 другими. Бюст Героя установлен на территории музея авиации Северного флота. Умер 27 Октября 1986 года.
* * *
Проста и мужественна военная биография лётчика - истребителя Владимира Александровича Бурматова. Родился он в 1921 году в семье ковровского рабочего. В Коврове прошли детство и юность Володи. Здесь он впервые переступил заводскую проходную, здесь же в учебной группе аэроклуба впервые поднялся в небо.
В Декабре 1940 года Владимир Бурматов был призван на флот. Но небо по-прежнему манило парня - и он добился направления в военную школу лётчиков.
Летом 1942 года Бурматов прибывает на Северный флот, а вскоре имя его гремело на всё Заполярье. Осенью на его боевом счету было уже 5 сбитых вражеских самолётов. Дважды его ранили, дважды покидал он с парашютом горящий истребитель.
За время военных действий на Кольском полуострове и над Баренцевым морем Бурматов совершил более 200 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой, лично сбил 12 фашистских самолётов.
Страна наградила его многими орденами и медалями. 31 Мая 1944 года В. А. Бурматову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Летом 1944 года Владимир Бурматов приезжал на побывку, домой. В цехах завода его принимали как дорогого и желанного гостя. Прямо у станков сходились люди на митинг и слушали выступления Героя. Они гордились тем, что из их среды вышел такой боевой парень. Слушали и давали обещания быть достойными своих славных фронтовиков.
* * *
Помнится, начало лета 1944 года в Заполярье выдалось жаркое. Ярко - красный диск солнца в течение суток медленно опускался к горизонту и, не коснувшись его, снова поднимался в зенит: начинались новые сутки.
На фронте шли упорные бои. Мы - лётчики 255-го Краснознамённого истребительного авиационного полка - днюем и ночуем в кабинах самолётов, чтобы по первому сигналу взмыть в небо.
В один из дней Июля личный состав 1-й эскадрильи выстроился около самолётов. Командир полка майор Александр Тульский зачитал приказ. Восьмёрке самолётов, которую поручили возглавить мне, предстояло прикрыть эскадрилью бомбардировщиков, вылетавшую для нанесения удара по порту, где базировались вражеские транспорты, и военным объектам в городе Киркенес.
И вот мы уже в воздухе. Летим над полуостровом Рыбачьим в сторону моря. Под нами родная земля: низкие колючие сопки со скудной растительностью, болота и озёра, огромные гранитные валуны.
Впереди движется строй бомбардировщиков, которые нам предстоит прикрывать. Ещё до полёта, на земле, командир полка уточнил наш боевой порядок. Справа и слева от бомбардировщиков - по паре истребителей. Это непосредственное прикрытие. А позади - ударная группа. Она идёт чуть выше основной.
Набрали нужную высоту. Позади осталась кромка берега. Под крылом - волны Баренцева моря и едва заметная дымка: в тундре горят торфяники.
Осматриваю боевой порядок - всё нормально. Настроение бодрое. И некстати нахлынули воспоминания. Вспомнился почему-то первый сбитый мною самолёт.
...Тогда, в середине Мая 1942 года, немцы совершили массированный воздушный налёт на Мурманск. Расчёт их был ясен - стереть с лица земли этот город и незамерзающий порт.
Самолеты полка парами уходили в небо. Поднялись и мы со Старшим лейтенантом Евгением Петренко - опытным и смелым воздушным
бойцом. Истребители взяли курс на Мурманск, над которым уже разгорелся воздушный бой. При подходе к городу встретили большую группу вражеских бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями. Завязалась схватка. Небо со всех сторон пронизывали огненные трассы пушечных и пулемётных очередей.
Мне, тогда ещё неопытному лётчику, трудно было разобраться в кутерьме завязавшейся схватки. Внимательно слежу за врагом и за сигнулом в атаку. Смотрю: от носа его истребителя потянулась к вражескому самолёту трассирующая нить. Потом Старший лейтенант сделал "горку" и снова атаковал врага. Я едва успевал выполнять головокружительные маневры и прикрывать своего товарища.
В небе - непрекращающийся треск пушек и пулемётов, вой моторов. В наушниках - голоса товарищей и чужая речь. Закручивались такие карусели, что в молниеносных перемещениях трудно было разобраться, где свой, где чужой самолёт.
Внезапно недалеко от меня появился "Юнкерс-88". Забыв обо всём, я ринулся за ним - так велико было моё желание сбить фашиста. Нажал на гашетку и не отнимал от неё пальцев до тех пор, пока не кончились патроны. "Юнкерс" задымил и, свалившись на крыло, рухнул на землю.
Увлекшись атакой, по неопытности я потерял из вида своего ведущего. А тут ещё в хвост пристроился "Мессер". Он посылал в меня очередь за очередью. Выручил кто-то из товарищей, сбив фашистский самолёт. Надолго запомнился этот бой.
...Между тем вдали, на горизонте, показалась полоска земли. Наша группа приближалась к цели. С высоты 6000 метров отлично видно игрушечные домики Киркенеса и такие же крохотные стоящие на рейде корабли врага. Мельком вижу, как вдали, с запада, нам наперерез мчатся фашистские истребители. Тонкие осиные их тела сверкают на солнце.
И сразу же навстречу врагу устремляется пара наших истребителей во главе с Лейтенантом Александром Горбачёвым. Впереди нас закружилась воздушная карусель. Лейтенант Горбачёв и его ведомый врезались в строй немецких истребителей. Через минуту фашистский "Мессер", оставляя густой шлейф дыма, рухнул на землю. Его сбил Александр.
Кто бы мог подумать, что этот мужественный воин, отважный лётчик и прекрасный товарищ, через несколько дней погибнет. В бою, правда, никто не застрахован от смерти, она в каждом полёте подстерегала нас. Но советские лётчики стремились дороже отдавать свою жизнь. Зенитный снаряд подбил самолёт Саши. Не желая садиться в расположении врага, Горбачёв направил горящий самолёт на немецкую зенитную батарею. Так он повторил подвиг легендарного Гастелло.
...Когда стали разворачиваться, чтобы взять курс на свой аэродром, внезапно тряхнуло мой самолёт. Стало тихо - перестал работать двигатель. Только за кабиной слышался гул авиационных моторов, треск пушечных и пулемётных очередей.
Решение созрело мгновенно: тянуть повреждённую машину к своему аэродрому со скольжением, пока хватит высоты. Самолёт с каждой минутой терял высоту. Под крылом однообразно темнели волны Баренцева моря. А надо мной кружил ведомый - Лейтенант А. Зайцев. Он прикрывал меня и показывал путь к аэродрому.
Совсем рядом сверкнула вода. Приготовился к приводнению. Истребитель брюхом коснулся водной глади и, как глиссер, вздрагивая и замедляя ход, заскользил по волнам. Успел отстегнуть ремни, приготовился к прыжку. И вот машина, клюнув носом, встала. Я стукнулся головой о приборную доску, рванул дверцу кабины и окунулся в морскую пучину. К счастью, спасательный жилет удержал меня на поверхности. Пока освобождался от парашюта, наглотался солёной воды. И всё же сумел сесть в аварийную лодку.
Надо мною, покачивая крыльями, будто подбадривая, сделал прощальный круг Саша Зайцев.
Вскоре истребитель скрылся за горизонтом, а я направил свою лодку в сторону берега. Крупные волны бросали её из стороны в сторону. Ледяная вода обжигала тело. Каменели руки и ноги, хотя высоко в небе стояло ярко - красное солнце.
Медленно тянулось время. И всё же надежда на благополучный закон не оставляла меня. Знал, что боевые товарищи придут на выручку, - таков девиз советских моряков.
Трижды меня выбрасывало из лодки, и трижды я оказывался в ледяной воде. Когда силы, кажется, иссякли, посмотрел с тревогой в сторону невидимого берега. На горизонте в этот миг появились 3 едва заметные точки. Это были катера. Меня заметили. Вскоре один из них приблизился. И вот я на палубе, благодарю своих спасителей. Катер развернулся и, разрезая волны, быстро пошёл в сторону родной земли...