Владимир Бортко - один из самых "разнохарактерных" режиссеров, знакомый интеллектуальной публике, например, по "Собачьему сердцу", а массовой аудитории по "Бандитскому Петербургу", - только что закончил съемки первой серии телефильма "Идиот".
Владимир Бортко - один из самых "разнохарактерных" режиссеров, знакомый интеллектуальной публике, например, по "Собачьему сердцу", а массовой аудитории по "Бандитскому Петербургу", - только что закончил съемки первой серии телефильма "Идиот". Состав исполнителей звездный: в главной роли Евгений Миронов, Рогожина играет Владимир Машков. В фильме также заняты Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Лариса Малеванная и Алексей Петренко. О первых итогах работы Владимира БОРТКО рассказала спецкор "Известий" Юлия КАНТОР.
- Вы заставляли актеров перечитывать роман?
- Я их заставлял перечитывать сценарий. В нем, а значит, и в фильме сохранены все основные линии, все характеры воспроизведены довольно скрупулезно. Во всяком случае эту задачу я перед собой ставил.
- У вас были проблемы с героиней: вы долго искали актрису на роль Настасьи Филипповны. Нашли?
- Долго искал, но нашел - в вахтанговском театре. Это Лидия Велижева, она умна и красива.
- На роль Вари Иволгиной вы пригласили известную телеведущую Марию Киселеву - не боитесь, что она станет "слабым звеном"?
- Актриса - это не образование, а наличие способностей. Мария Киселева талантливый, работоспособный человек. Она в два счета научилась актерскому мастерству и делает все профессионально. Киселева умная и волевая, что и требуется для ее героини. Так что никаких "слабых звеньев".
- Когда вы год назад назвали будущего исполнителя главной роли, Евгения Миронова, некоторые критики насторожились: сможет ли Миронов "переплюнуть" легендарную роль Смоктуновского?
- А никто никого и не пытается "переплюнуть". Это принципиально. Я могу сказать, что, выбрав Женю Миронова, я попал в точку. И с Машковым та же ситуация. Я поначалу опасался, что мне будет трудно с ними: молодые, уже очень знаменитые, все "на московских понтах". Но все абсолютно нормально и приятно. Приятно, когда договариваешься с актером, и он в вычерченном рисунке делает гораздо больше, нежели намечено, объяснено. Импровизация, дополняющая рисунок, у этих ребят великолепна.
- Что вас больше всего беспокоит?
- Отсутствие денег. Все остальное вроде бы сложилось. Работать с талантливыми людьми трудно, а у меня на съемочной площадке их много. Но, поверьте, это существенно интереснее, нежели иметь дело с покладистой бездарностью. Мы обсудили все детали и общую концепцию. Выяснили, что "песню петь" хотим одну и ту же. И пока, не сглазить бы, ни разу по серьезному не сбились. Так было, кстати, и в "Бандитском Петербурге", где состав, как вы помните, тоже звездный.
- Вы сравниваете "Идиота" и "Бандитский Петербург"?!
- А что? Мне все равно, что снимать: "Идиота", "Бандитский Петербург" или "Мастера и Маргариту". (Кстати, надеюсь, "Мастера и Маргариту" начну снимать в конце года.) Я имею в виду не качество материала, а режиссерскую работу. Она и там, и там одна и та же.
- Кто композитор?
- Как и в "Бандитском Петербурге" - Игорь Корнелюк. Он серьезный, умный музыкант, которого почему-то знают только по песенке "Есть билет на балет" и ей подобным. Хотя у него интересная симфоническая музыка. Кстати, музыка к "Бандитскому Петербургу", судя по музыкальным радиопрограммам, весьма и весьма популярна. И к "Идиоту", как мне кажется, он пишет очень интересно.
- Когда "Идиот" появится на экране и на каком канале?
- Видимо, в январе 2003 года на РТР. Пока планируется сделать 10 серий по 53 минуты. Но я бы хотел другой формат: 6 серий по полтора часа. Иначе у меня князь Мышкин начинает обедать в одной серии, а заканчивает уже в другой. И таких неоправданных "нарезок" при 53-минутном формате много, и их не избежать.
- Субсидирует вас заказчик - РТР?
- Да, цифры бюджета я вам не назову, сказу лишь, что для РТР это - один из телесериалов, и никаких дополнительных субсидий по сравнению с другими нет. Признаюсь абсолютно откровенно: я чрезвычайно благодарен РТР за возможность снимать "Идиота". Эта идея пришла в голову Валерию Тодоровскому, которого я уважаю как режиссера и как смелого продюсера, понимающего, что нужно сейчас на экране. Напомню, что и с "Бандитским Петербургом" мы были первыми. Потом уже на телевидение обрушился шквал детективных телесериалов. Об их качестве позвольте мне не судить. К счастью, уже пришло время, когда мы можем предложить зрителю нечто более тонкое, умное и серьезное, чем трупы, погони и одноплановая интрига. Тодоровский это осознает и решил делать "Идиота". Хотя был все-таки риск.
- В чем же риск? Снимает фильм Бортко, сюжет в буквальном смысле классически детективный, актеры звездные...
- В восприятии среднестатистического зрителя "Идиот" выглядит так: книжка толстенная, князь припадочный, деньги какая-то истеричка жжет... И бог его знает, про что это все написано. Вы же понимаете, что читали Достоевского немногие - в школе охота отбита. Что касается режиссера Бортко... Вы думаете, на мою фамилию среагируют? Нет, я же не актер, в кадре меня нет. А режиссеров у нас знают двух - Михалкова и Рязанова; так что, повторюсь, риск был.
- На кого рассчитан ваш "Идиот"?
- Я хочу, чтобы человек из тех, кого принято называть "простыми зрителями", случайно наткнувшись на этот фильм, сказал сам себе: "О, реальное кино показывают. Надо смотреть". И сел знакомиться с Достоевским.