Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден орденами Ленина и Красной Звезды.
Родился в семье машиниста паровоза. Русский. Окончил 9 классов средней школы № 42 в г. Курске.
В РККА с 1928 г. В 1928 г. поступил в Вольскую объединенную военную школу летчиков и авиатехников, затем был переведен в 3-ю военную школу летчиков и летнабов в Оренбурге, которую окончил в 1931 г.
Служил в 40-й эскадрилье 83-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа. В учебных воздушных боях проявлял необыкновенное упорство и волю к победе. Участвовал в ежегодных первомайских и ноябрьских воздушных парадах над Красной площадью.
В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке старший лейтенант Бочаров был награжден орденом Красной Звезды.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании под псевдонимом «Хосе Галарс». Прибыл в Испанию в начале ноября 1936 г.в составе группы советских летчиков под командованием капитана Тархова. Летал на И-16. Командовал авиаотрядом.
10.11.36 г. в 13-20 на аэродром Алькала из Альбасете перелетели 16 истребителей И-16. Добрая весть о прибытии пополнения подняла настроение, а такой необычный для своего времени самолет вызвал интерес у многих. Бочаров поднявший свой истребитель в воздух, вызвал восхищение у всех. Даже летчики эскадрильи И-15, видевшие как летают на этом самолете на родине, видели такой пилотаж впервые.
Рассказывает генерал-майор авиации Кондрат: «Володя Бочаров, - виртуоз… Полковник Хулио - сдержанный, невозмутимый Пумпур, закончив короткий рассказ о новом советском истребителе, поискал глазами кого-то, поманил рукой. От группы наших ребят отошел летчик, на ходу надев шлем…
— Хосе Галарс.
Пумпур знал, кому доверить полет: Бочаров служил в той же прославленной Витебской авиабригаде, откуда были и Смушкевич, и сам он, Пумпур…
Володя легко, с подчеркнутым шиком сел в кабину, бросил очки со лба на глаза… Я тоже летал на И-16, но теперь мне казалось, что у Бочарова он и разбегается как-то быстрее, и оторвался от земли раньше обычного. Оторвался - и сразу круто пошел вверх.
Я, было, подумал, что мотору не вытянуть. Но мотор вытянул. Бочаров положил самолет на крыло, по спирали забирая все выше и выше. Сделал несколько фигур, и все у него выходили изящно и стремительно.
Но вот он вдруг низвергся в крутом пике вниз. Пора выходить, давно пора, а он тянет… «ишачок» почти у самой земли выпрямил полет, что называется, постриг аэродромную траву - и вновь понесся по дуге в набор, на этот раз, едва не касаясь крылом земли...
Когда Бочаров подрулил и спрыгнул на землю, бросились обнимать его... Хосе стоял, сняв шлем, смущенно отбиваясь от похвал:
— Да ну что вы, пустяки...
Дерзко, смело летал и полковник Хулио - Пумпур, виртуозно водил машину Пабло Паланкар - Рычагов, много других талантливых летчиков приехали в Испанию, но Хосе - Володя Бочаров был недосягаем.
Он мне сразу понравился еще и своей необыкновенной скромностью. Вытер потное лицо, отошел и сел под оливой, словно вовсе не он только что заставил дрогнуть сердца тоже далеко не новичков в авиации. Я подошел, присел рядом.
— Силен ты, черт! Боязно было за тебя.
— Да чего там, — отмахнулся он.
Разговорились. Оказалось, наши пути пересекались. В небе и на земле. Не так давно, когда был, как его называли, первый скоростной первомайский авиационный парад. Демонстрировались новые истребители И-16 и бомбардировщики СБ. Парад прошел безукоризненно. Вечером его участников пригласили в Кремль… Володя молчит. Неожиданно застенчивая улыбка трогает его задумчивые глаза.
— Орден я ведь тогда получил.
— А мне Ворошилов именной патефон вручил.
— Да... — после долгой паузы грустно выдохнул Володя. — Кажется, все так давно было. И так далеко».
13.11.36 г. в 15.00 на Мадрид пошла очередная группа франкистских самолетов: 5 «юнкерсов» и 3 Не.46 под прикрытием эскадрильи 12 Не.51 и 6 «фиатов». На перехват поднялись 12 И-15 во главе с Рычаговым и 12 И-16 во главе с Тарховым…
Константин Колесников, ставший после этого боя командиром эскадрильи, вспоминая события тех дней, отметил: «Первый воздушный бой, в котором участвовала эскадрилья И-16, был не в нашу пользу. В этом бою молодой истребительной части пришлось встретиться впервые с Юнкерсами и Хейнкелями, которые уже имели опыт боев с республиканской авиацией на мадридском фронте. В этом бою мы потеряли два самолета, которые погибли лишь потому, что переоценили себя и, связавшись сразу с несколькими Хейнкелями, оторвались от нас»…
Отчет К. Колесникова дополняет информация противоположной стороны. Звено командира эскадрильи Крафта Эберхардта (Kraft Eberhardt), имевшего на счету 6 побед и в котором видели нового Рихтгофена, осталось прикрывать бомбардировщики, другая же часть немецкой эскадрильи, рассредоточившись, заняла позицию выше, прикрываясь облаками. Советские летчики смело пошли в атаку. Часть истребителей противника, не скрытых облаками, получив повреждения от меткого огня республиканских истребителей, стала покидать поле боя. Намереваясь повторить удар, И-16 после первой атаки пошли на вертикаль. В этот момент немецкие летчики из группы прикрытия, остававшиеся незамеченными, атаковали советские истребители…
Иван Кравченко, левый ведомый Владимира Бочарова, вспоминал: «В последний миг, заметив опасность, Бочаров резко бросает свою машину в крутое пикирование с левым разворотом и, едва не задев крыло моего самолета, уходит вниз, под облака. Мы с Костей Дубковым – оба его ведомые – одновременно, с удивительной синхронностью, также устремляемся в пикирование, и пробив облака, начинаем искать своего командира». Так и не обнаружив Владимира ни в воздухе, ни на земле, ведомые в мрачном настроении отправились на аэродром. Как стало известно позднее, очереди вражеских истребителей все-таки попали в истребитель Бочарова, а сам он, раненный, нашел в себе силы вне аэродрома, мастерски, на шасси, посадить самолет. Все было сделано правильно за исключением одной, роковой, ошибки – он сел на вражескую территорию.
Раненый советский летчик попал в плен и был зверски замучен мятежниками. Его возили по улицам для разжигания ненависти к СССР, долго пытали, а затем обезглавили...
Спустя два дня на аэродром Барахос, где базировались советские летчики-добровольцы, фашистский самолет сбросил на парашюте ящик. Вскрыл его лейтенант Лакеев. Внутри в окровавленном узле находились куски человеческого тела. Лицо было обезображено, но по большому родимому пятну товарищи установили, что это останки Владимира Бочарова.
В записке, вложенной в ящик, говорилось: «Это подарок командующему ВВС «красных», пусть знает, что ждет его самого и его красных крыс - большевиков!».
Перевезённые в морг останки были продемонстрированы иностранным корреспондентам, которые были потрясены этим актом жестокости. Фотографии с соответствующими подписями попали во многие зарубежные газеты.
Неожиданный международный резонанс, вызванный этим событием, заставил генерала Франко назначить расследование, которое, как и следовало ожидать, ни к чему не привело.
Весть об этом варварстве мгновенно облетела отряды ополченцев и милиционеров республиканских войск, тут же решивших расстреливать ещё в воздухе спускавшихся на парашютах пилотов сбитых самолётов, наивно считая, что это могут быть только вражеские лётчики. К сожалению, это было далеко не так. Жертвами обстрела с земли стали некоторые республиканские лётчики.
31.12.36 г. капитану Бочарову Владимиру Михайловичу было присвоено звание Герой Советского Союза посмертно.
Именем героя названа улица в Курске. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска, а в сквере возле школы, в которой он учился - бюст Героя.