Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 20 самолётов противника.
Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями, иностранными орденами.
Родился 11 Июля 1915 года в городе Луганске, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы, а в Ноябре 1936 года - Луганскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник национально - освободительной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. Совершил более 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 13 самолётов мятежников и 4 уничтожил в группе.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Совершил 451 боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 20 самолётов противника.
После войны до 1960 года продолжал служить в ВВС. Службу закончил в звании Гвардии Полковника. Затем закончил юридический институт, был заместителем директора института "Гипрокоммунстрой" в городе Харькове. Умер 28 Марта 1970 года. 20 Марта 1991 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями, иностранными орденами.
* * *
Владимир Бобров - один из лучших Советских лётчиков - истребителей, сбивший в двух войнах 67 вражеских самолётов, но по непонятным причинам так и не ставший при жизни Героем Советского Союза.
Непросто найти второго такого лётчика, в чьей лётной книжке Великая Отечественная война обозначилась бы более полно: он воевал на 6 фронтах, командовал двумя прославленными Гвардейскими полками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 Июня 1941 года, последнюю победу одержал над Прагой 9 Мая 1945 года в 12 часов 40 минут. Воспитал 31 Героя Советского Союза, а сам при жизни так и не получил этого неоднократно заслуженного звания.
Свое боевое крещение Владимир Бобров получил, когда ещё пламя войны не бушевало над нашей Родиной. Он был одним из многих лётчиков - добровольцев, мужественно сражавшихся с фашистскими стервятниками в небе Испании. 25-ти нашим добровольцам, прибывшим в Марте 1938 года на пароходе "Кооперация" ( под командованием В. Ф. Родина ), засиживаться не пришлось. Время торопило: противник безнаказанно бомбил мирные города и села, убивая ни в чём не повинных людей.
Командование Народного фронта вместе с советскими представителями сразу же знакомили лётчиков с наземной и воздушной обстановкой и после коротких тренировок на боевое применение срочно отправляли на фронт. На долю пилотов группы Родина пришлось особенно большое количество боевых вылетов, во многих неравных воздушных схватках выходили они победителями.
Лейтенант Бобров, как и другие советские лётчики, имел хорошую лётную и воздушно - стрелковую выучку, быстро освоился с фронтовой жизнью и вместе с испанскими лётчиками с первых же воздушных боёв активно включился в работу эскадрильи. Его самолёт всё чаще появлялся во фронтовом небе. Владимир не знал страха перед "Мессерами" и "Фиатами". Он на большой скорости врывался в боевые порядки "Юнкерсов", обстреливая их из пулемётов. В один из таких вылетов эскадрилья наших истребителей на высоте 2000 метров приближалась к линии фронта.
Внизу, объятая огнём безчисленных пожаров, простиралась израненная многострадальная земля Испании. Ведущий группы подал сигнал, покачивая самолёт с крыла на крыло, увеличил скорость полёта и пошёл с набором высоты, увлекая за собой всех лётчиков группы.
Впереди шла большая группа вражеских "Фиатов". Скорее на перехват ! Каждый лётчик жаждал встречи с врагом. Через пару минут столкнулись две силы, завязался ожесточённый воздушный бой. И вот падает один "Фиат", объятый пламенем, за ним другой... В этом бою было сбито 7 итальянских самолётов, одну из побед записал на свой личный счёт и Владимир Бобров. В нашей эскадрилье был подбит только один самолёт, который под прикрытием своих товарищей благополучно дотянул до аэродрома и произвёл посадку.
К концу года пребывания в Испании у 23-летнего Владимира Боброва на счету числилось уже 17 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы. Уже тогда в полной мере проявились и его индивидуальное воинское мастерство, и незаурядная тактическая одарённость, большие организаторские способности.
Возвратился он домой с орденом Красного Знамени на груди. С той поры крепко запомнил: порох в пороховнице надо всегда держать сухим. И готовил своих подчинённых к решающим боям, передавая им свой богатый боевой опыт, полученный в небе Испании...
Великая Отечественная война застала его на Западной границе. 22 Июня 1941 года в 4 часа 30 минут командир эскадрильи 237-го ИАП Капитан Бобров снова поднял по тревоге свой истребитель в воздух, но теперь уже в своем небе и вступил в бой с хорошо знакомыми ему самолётами Люфтваффе. Уже через 10 минут на самолёте Як-1 ( их полк одним из первых в Советских ВВС получил эти машины ), он одержал свою первую победу в этой войне. А в скором времени, в одном из последующих вылетов, его истребитель будет подбит и Владимир Бобров, раненый и обожжёный, очнётся на госпитальной койке.
После выздоровления отважный лётчик - истребитель прошёл долгий путь жестоких боёв и побед. Окончив в Липецке краткосрочные курсы усовершенствования командиров эскадрилий, он воевал на Северо - Западном, Прибалтийском, Калининском фронтах в составе 49-го авиаполка. Вспоминает известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, Андрей Яковлевич Баклан:
"Осенью 1941 года в полк прибыл новый комэск - Владимир Иванович Бобров, снискавший славу отважного воздушного бойца ещё в Испании, где сбил лично и в группе 17 вражеских самолётов. Появилось в полку и ещё одно новшество - реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями "Яков".
Как - то летели мы в паре с комэском... и повстречали тоже пару Ме-109. Мы имели преимущество, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и надо же: попал точно по "Мессеру". Тот, конечно, сразу развалился на куски".
4 Апреля 1943 года Владимир Бобров был назначен командиром 27-го истребительного авиаполка, где "состоялись" такие выдающиеся асы, как Николай Гулаев и Фёдор Архипенко.
В Мае 1943 года обстановка на Восточном фронте вновь накалилась: потерпев поражение на Волге, немцы попытались взять реванш на Курской дуге. Надо было сорвать их попытку захватить стратегическую инициативу. Бобров получил приказ: "Нельзя пропустить в тыл ни одного воздушного разведчика !"
Эту ответственную задачу лётчики 27-го полка решили успешно. С 10 Мая по 5 Июля, вплоть до начала нас
тупления немецких войк, полк сбил 23 самолёта - разведчика. Часть экипажей всегда находилась в готовности № 1. У самой линии фронта противника встречали истребители, вылетавшие из засад, близ переднего края. Кроме того, всегда были начеку и экипажи, базировавшиеся на основном аэродроме. Таким образом, немецкие разведчики попадали в своеобразные клещи, вырваться из которых было невозможно.
Удручённый неудачами, враг, по - видимому, решил во что бы то ни стало отомстить нашим истребителям. Вечером 14 Мая, на подходе к аэродрому Грушки, где находился 27-й полк, показалась группа бомбардировщиков Ju-87. Немцы, конечно, рассчитывали застать наших лётчиков врасплох. Но недаром говорят: "Где бдительность есть, там врагу не пролезть". Звено истребителей, которое барражировало в воздухе, сразу же получило приказ перехватить вражеские бомбардировщики. Оно нанесло по врагу внезапный удар. Строй "Юнкерсов" дрогнул, и они в беспорядке стали сбрасывать бомбы за пределами аэродрома. Воспользовавшись замешательством неприятеля, в воздух поднялась дежурная эскадрилья. Ей пришлось вступить в бой с Me-109, спешившими на помощь бомбардировщикам.
В этой схватке пополнили свой боевой счёт лётчики В. А. Карлов, Л. В. Задирака, М. В. Бекашонок, Чепинога, В. Г. Кармин и командир полка В. И. Бобров. Каждый из них сбил по самолёту противника. Ни одному Ju-87 не удалось уйти за линию фронта или хотя бы дотянуть до своего переднего края.
Особенно отличился Николай Дмитриевич Гулаев, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза. Он сбил 2 бомбардировщика, а когда выяснилось, что боеприпасы кончились, - пошёл на таран. И третий "Юнкерс", потеряв управление, полетел в последнее пике. Гулаев же, благодаря замечательной выдержке и самообладанию, сумел посадить израненную машину близ переднего края.
Лётчики 27-го ИАП особенно отличились в битве на Курской Дуге, где тогда за период с 5 Июля по 5 Августа 1943 года сбили в воздушных боях 88 самолётов противника ( 19 из них - 5 Июля ! ).
В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 225 есть следующее сообщение, относящееся к тому периоду:
"6 Июля 1943 года выполняя задачу по прикрытию с воздуха наземных войск, сражавшихся на Курской Дуге, 10 советских истребителей, возглавляемых командиром 27-го ИАП Подполковником В. И. Бобровым, вступили в бой с 27 бомбардировщиками Ju-87 и 12 истребителями Ме-109. Каждый наш лётчик в этом бою сбил по вражескому самолёту. Выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на свой аэродром".
За успехи в воздушных боях Указом от 8 Октября 1943 года 27-му истребительному авиаполку было присвоено звание 129-го Гвардейского. Словно отмечая это торжественное событие новыми успехами, 20 Октября Владимир Бобров уничтожил в одном бою сразу 2 пикировщика Ju-87. Известный лётчик - ас, Герой Советского Союза Фёдор Фёдорович Архипенко, вспоминая о тех днях пишет:
"О командире 129-го ГвИАП Подполковнике Боброве Владимире Ивановиче скажу - энергичный, колготной, правда, но был он хороший лётчик и блестящий боец, участник боев ещё в Испании, а как человек добрый и сердечный... Накануне перелета полка в Кировоград что - то не поладил он со своим заместителем Майором Овчинниковым и его сняли, переведя в другую дивизию нашего корпуса. Очень жалко было нам потерять такого командира, каким был Владимир Бобров в то трудное время".
Действительно, личная неприязнь некоторых крупных военных чинов долгое время преследовала Боброва. В начале 1944 года он без достаточных оснований был снят с командования полка, и лишь несгибаемый рыцарь А. И. Покрышкин взял на себя смелость пригласить Боброва в свою прославленную 9-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию. Там он стал командиром 104-го Гвардейского авиаполка, а его ведомым долгое время был Михаил Девятаев, лично сбивший 9 самолётов противника и улетевший из плена на немецком бомбардировщике He-111.
...Летом 1944 года наши войска вели упорные бои в районе Львова. Отличный бой провела 13 Июля группа из трёх звеньев под командованием П. П. Крюкова. Прикрывая наземные войска, она была наведена с КП дивизии на группу из 9 бомбардировщиков Не-111, шедших без истребительного прикрытия. Наши лётчики атаковали противника и добились полной победы - 6 самолётов были сбиты, а 3 подбитых - совершили вынужденные посадки в расположении наших войск. В этом бою Павел Крюков сбил 3 самолёта, а Владимир Бобров - 2.
В конце Июля 1944 года группа из 12 "Аэрокобр" 104-го ГвИАП под командой Л. И. Горегляда вылетев на задание, обнаружила в районе Броды 4 девятки бомбардировщиков Ju-87 в сопровождении 16 FW-190. Наши лётчики разделившись на две группы атаковали врага. Неожиданно свалившись сверху, Горегляд последовательно сбил 2 "Юнкерса". Бобров своей шестёркой нанес удар по второй девятке и, сбив одного, сразу же устремился на "Фоккеров", связав их боем. Этим воспользовалась группа Горегляда и в короткий период сбила ещё три Ju-87. Бомбардировщики, сбросив свой груз неприцельно, стали поспешно уходить на запад. Потеряв двух "Фоккеров", вражеские истребители также вышли из боя.
В совершенстве владея "Аэрокоброй", Бобров продемонстрировал своё высокое боевой мастерство и в Сентябре 1944 года, когда в паре с Павлом Крюковым они буквально растерзали группу бомбардировщиков Не-111, уничтожив по три грозные машины...
К концу Великой Отечественной войны Гвардии Подполковник В. И. Бобров совершил 451 успешный боевой вылет, в 112 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы 20 самолётов противника. Всего же, в его боевой судьбе ( с учётом Испании ), было 577 боевых вылетов, 159 воздушных боёв, 43 личные и 24 групповые победы - с лихвой хватало на звание Дважды Героя Советского Союза ! Но единственная Звезда была присвоена ему лишь в 1991 году, 20 лет спустя после смерти.
После войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС. При жизни вновь неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, однако главные Маршалы авиации ( Новиков, а потом и Вершинин ), "от представления воздерживались". Эта несправедливость не имела под собою ни политических, ни бытовых корней: происходил из рабочей семьи, член ВКП(б) с 1941 года, в плену не был, спиртным не злоупотреблял ( как и вообще не мог злоупотреблять спиртным высококлассный боевой лётчик, тем более истребитель ). Словом, история непонятная... Последние годы жил и работал в Москве. Умер в 1970 году