Популярные личности

Владимир Белоусов

летчик истребтитель, Герой Советского Союза, Герои советско - финской войны
На фото Владимир Белоусов
Категория:
Место рождения:
Царское Село, Ленинградской области, Россия
Дата смерти:
1981-10-02
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.


Родился в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку. Работал на хлебозаводе.

В ВВС РККА с 1930 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков в 1932 г.. Член ВКП(б) с 1932 г. В 1933 г. окончил 14-ю военную школу летчиков в г. Энгельсе.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 9-го скоростного бомбардировочного авиаполка 29-й бомбардировочной авиабригады ВВС Северо-Западного фронта. Совершил 30 боевых вылетов на бомбардировку войск противника в районе станции Лейпяусо и Кямяря.

21.03.40 г. капитан Белоусов Владимир Игнатьевич был удостоен звания Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. До января 1943 г. командовал 65-м шап.

10.07.41 г. на Онежско-Ладожском перешейке начала наступление Карельская армия. Финские войска расчленили нашу 7-ю армию на две части и вышли к северовосточному побережью Ладожского озера, после чего развернули наступление на трех направлениях: петрозаводском, олонецком и сортавальском, стремясь прорваться к Ленинграду с северо-востока. Чтобы остановить противника, Военный совет Северного фронта по указанию главкома войск Северо-Западного направления направил 7-й армии подкрепления.

19.07.41 г. прибыла одна эскадрилья 65-го штурмового авиаполка, 27.07.41 г. - еще две эскадрильи.

Вспоминает летчик Знаменский: «В конце сентября 1941 г. двадцать выпускников Ульяновской авиационной школы пилотов отправились на Карельский фронт.

Летная подготовка выпускников по ускоренной программе составляла 18-20 часов налета на самолетах ПО-2 и И-15 бис, в том числе: два полета строем, одна стрельба по наземным мишеням и одна стрельба по конусу. Учебных воздушных боев не проводили.

Молодое свежее пополнение принял молодцеватый, красивый генерал Т.Т. Хрюкин, на груди которого красовались ордена... После знакомства распределили нас по истребительно-авиационным полкам 103-й смешанной авиационной дивизии. Я попал в 65 ШАП, которым командовал Герой Советского Союза Белоусов. Полк базировался не деревянном аэродроме г. Сегежа. Меня назначили командиром экипажа на самолет И-15 бис в первую ШАЭ... Вхождение в боевой строй было в основном теоретическое. Рассказали, как следует действовать при полете и над целью противника. Практически выполнили только 2-3 полета по кругу...

Было морозное ноябрьское утро. Температура - под 30° мороза. Техсостав паяльными лампами отогревал моторы самолетов. Пришло сообщение, что в районе Повенец (в устье Беломорканала) прорвалась колонна немецких танков. Ее надо было уничтожить. Для этого должны были лететь 18 экипажей с бомбовым снаряжением в сопровождении истребителей И-16 соседнего полка.

По причине сильного мороза запустили только 8 моторов, в том числе и моего И-15 бис. При полете к цели на высоте примерно 600-800 м на юг по Беломорканалу мотор моего самолета несколько раз пытался остановиться. В эти минуты он снижался почти до снегового покрова, но потом мотор набирал обороты и я пристраивался к группе. Подойдя к цели на высоте около 800 м, я увидел внизу темные силуэты немецких танков. Перевел самолет в пикирование и, прицеливаясь по расчалке (как учили!), сбросил бомбы. Вышел из атаки левым разворотом с набором высоты, выбросил из кабины пачки листовок, заложенных политработниками, и выполнил 2-й заход со стрельбой по цели из пулеметов. Какой вред нанес врагу - не знаю, т.к. через замерзшую трубку прицела, с обзором в 20° и при хорошей видимости ничего не было видно. Выйдя из атаки горкой с левым разворотом, увидел вокруг меня летящие красные «огурцы» - снаряды эрликонов и массу темных разрывов зениток, а нашей группы не обнаружил...

В это время ко мне подлетели два И-16 и, покачав крыльями, показали курс полета. Я развернулся, увеличил обороты мотора до максимальных и вскоре догнал группу штурмовиков. На обратном полете повторилась неприятная история с мотором - снова снижался почти до снежного покрова канала и пролетаемых озер и, к счастью, дотянул до аэродрома. Приземлился нормально.

Я был внутренне рад, что все закончилось благополучно. Но моя радость была омрачена на разборе полета, когда политработники отругали меня за то, что я не вернулся с задания при первых признаках остановки мотора, ведь я мог погибнуть...

В этой истории у меня до сего времени нет ответа на вопрос, а не сочли ли бы меня те же политработники трусом за возвращение, каково бы тогда было окончание?..

В декабре 1941 года 65 ШАП понес большие потери в самолетном парке и был перебазирован на аэродром Колежма (что южнее Соловецких островов) для перевооружения на самолеты «Харрикейны», а в феврале 1942 года - перелетели на прифронтовой аэродром Подужемье, западнее г. Кемь.

65 ШАП было присвоено звание гвардейского (17-й гвардейский ШАП) с перевооружением его новейшими самолетами Ил-2. Но часть летного и технического состава передавались во вновь формируемый 767-й истребительно-авиационный полк 112-й истребительно-авиационной дивизии, вооруженный самолетами «Харрикейн».

С 18.03.44 г. и до конца войны полковник Белоусов командовал 198-й штурмовой авиадивизией (41-й, 567-й и 945-й шап).

С 7.07.44 г. 198-я шад участвовала в боевых действиях в составе 6-го шак.

К середине августа войска 8-й гвардейской армии, отражая многочисленные контратаки и преодолевая яростное сопротивление врага, с помощью авиации не только удержали, но и расширили магнушевский плацдарм на р. Висла до 20-25 км по фронту и до 15 км в глубину. Особенно эффективно действовали авиаполки 6-го шак под прикрытием истребителей 194-й иад. За успешные боевые действия 198-я шад получила благодарность от командиров 28-го и 29-го гвардейских стрелковых корпусов.

К 7.10.44 г. дивизия была перебазирована на аэродром Вышкув, в 20 км от линии фронта. Ее действия войсками оценивались весьма высоко: «В течение 7 - 9 октября, несмотря на неблагоприятные метеоусловия, 198-я шад полковника В.И. Белоусова оказала большую помощь войскам 65-й армии, ведущим тяжелые и упорные бои с крупными силами противника на западном берегу реки Нарев в районе южнее Пултуска. В трудных условиях летчики непрерывно уничтожали скопления танков, пехоты и технику противника, проявляя при этом мужество и прекрасное знание своего дела. Приказываю: за боевые действия и оказанную помощь войскам 65-й армии в упорных и тяжелых боях с крупными силами танков и пехоты противника в районе южнее Пултуска всему личному составу 198-й шад объявить благодарность. Командующий войсками 65-й армии генерал-полковник Батов».

За отличия в боях за освобождение Варшавы в январе 1945 г. 198-й шад было присвоено почетное наименование «Варшавская».

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

После войны полковник Белоусов был старшим инспектором управления боевой подготовки ВВС.

С 1948 г. - в запасе. Жил в Ленинграде.



Поделиться: