Итальянская монахиня августинского ордена, композитор и органистка. Некоторые исследователи полагают, что Виттория Алеотти (ок. 1575 – после 1620) и Рафаэлла Алеотти (Raffaella Aleotti, ок. 1570 – после 1646) – одно и то же лицо, другие же оспаривают это утверждение.
Она родилась в Ферраре (Ferrara), в семье известного и уважаемого архитектора Джованни Баттиста Алеотти (Giovanni Battista Aleotti), но не упоминается в его завещании, датированном 1631 годом. По словам ее отца, Виттория заинтересовалась музыкой, слушая, как музыке училась ее старшая сестра. В течение года Виттория научилась игре на инструментах, в основном, на клавесине, а голос ее был настолько хорош, что девочку направили учиться к Алессандро Мильвилю (Alessandro Milleville), французскому композитору и органисту, достигшему славы в Италии (Italy), и Эрколе Пасквини (Ercole Pasquini), его феррарскому ученику.
В возрасте 6 или 7 лет, после занятий с Пасквини, родителям предложили отправить дочь в Сан-Вито (San Vito), местный монастырь, который славился своими талантливыми учениками. Когда ей исполнилось 14 лет, Виттория решила уйти в монастырь уже окончательно и посвятить свою жизнь служению Богу.
У Джованни Баттисты Алеотти было 5 дочерей. Хотя записей о дочери по имени Рафаэлла не сохранилось, предполагается, что Виттория изменила имя, как это часто бывает, когда решилась принять постриг. Исследователи разделились на два примерно равных по голосам лагеря, и если первые считают, что Виттория и Рафаэлла – это две разные сестры, то вторые уверены в том, что это была одна и та же женщина.
Эта путаница с именами обязана своему происхождению Джованни Алеотти, который написал посвящение для Виттории в ее единственном опубликованном сборнике музыкальных произведений. В нем он высказывает предположение, что в то время как его старшая дочь готовилась стать монахиней и брала музыкальные занятия, его младшая дочь, Виттория, слышала это и тоже полюбила музыку. Благодаря этому, большая часть музыкальных историков считает, что Виттория и Рафаэлла – это две разные женщины. В поддержку этого утверждения приводится тот факт, что крайне маловероятно, почти невозможно, чтобы одна и та же женщина издала под двумя разными именами два музыкальных сборника, отличающиеся характером музыкальных сочинений. Кроме того, отмечается, что в то время как Виттория доверила написать посвящение к своим работам своему отцу, Рафаэлла написала свое посвящение сама, что говорит и о различии в характерах двух сестер. Следует также отметить, что если после 1593 года о Виттории больше ничего не было слышно и не сохранилось никаких документов о ее судьбе, то Рафаэлла, выдающаяся органистка и композитор, ставшая к тому же настоятельницей монастыря, приобрела огромную известность благодаря своим музыкальным способностям.
В 1591 году Виттория опубликовала единственный мадригал 'Di pallide Viole' в музыкальной антологии 'Il giardino de musici ferraresi'. Два года спустя она положила на музыку восемь стихотворений Джованни Баттисты Гуарини (Giovanni Battista Guarini), и ее отец позже отослал их графу дель Дзаффо (Count del Zaffo), который напечатал их в Венеции (Venice) у Джакомо Винсенти (Giacomo Vincenti), книготорговца и музыкального издателя. Сборник мадригалов назывался 'Ghirlanda de madrigali a quatro voci'. В том же году Рафаэлла опубликовала сборник мотетов. Отпечатанный в 1593 году у Амадино (Amadino), 'Sacrae cantiones quinque, septem, octo, & decem vocibus decantande' стал первым опубликованным сборником духовной музыки, чьим автором была женщина.