Популярные личности

Витт Скобарихин

летчик, командир истребительной эскадрильи, Герои советско - японских вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке.
На фото Витт Скобарихин
Категория:
Дата рождения:
1910-10-25
Место рождения:
Москва, Россия
Дата смерти:
1989-08-25
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Герой Советского Союза (29.08.39). Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, двумя орденами МНР и орденом «Военный крест 1939 года» ЧССР.


Родился в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1918 г. с семьёй переехал в деревню Каляево Калужской области. Окончил начальную школу. В 1925 г. вернулся в Москву и поступил учеником на ткацкую фабрику «Красный текстильщик». После окончания школы ФЗУ работал картонщиком, а затем помощником мастера. Член ВКП(б) с 1930 г. В мае 1931 г. без отрыва от производства окончил Московский текстильный техникум.

В РККА с 1931 г. По партийному набору направлен в 14-ю Энгельсскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 г. Служил в 92-м разведывательном авиаотряде Забайкальского военного округа.

В 1936 г. был назначен командиром звена 21-й истребительной эскадрильи ЗабВО, а в 1937 г. - командиром авиаотряда.

В 1938 г. старший лейтенант Скобарихин был переведён в 22-й иап на должность заместителя командира эскадрильи И-16, а в 1939 г. назначен комэска.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с 27.05.39 г. Совершил 169 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил 5 японских самолётов лично и 6 в группе.

21.07.39 г. комэска Скобарихин вылетел во главе эскадрильи на прикрытие наземных войск. В районе между озером Буир-Нур и излучиной реки Халхин-Гол на высоте 3500 м появилась группа японских истребителей и сразу же пошла на сближение. Лётчик Вусс отстал и был атакован парой истребителей Ki.27. Увидев это, Скобарихин развернул свой самолёт навстречу японцам. Один из них уже заходил в атаку. Чтобы отпугнуть атакующего, Скобарихин открыл огонь с большой дистанции, но японец не обратил на это внимание. Тогда Скобарихин решил пойти на таран. Разгадав в последний момент намерения нашего лётчика, японец попытался свернуть, но было уже поздно. От удара снизу винтом и крылом японский самолёт развалился в воздухе. Удар оказался такой силы, что у Скобарихина порвались привязные ремни. Он ударился головой о доску приборов и потерял сознание. Придя в себя на высоте 1500 м, он обнаружил, что его самолёт падает вниз по спирали. Ему удалось выровнять его и посадить в степи рядом с аэродромом. На земле в крыле И-16 техники обнаружили колесо японского истребителя.

Генерал-майор авиации Ворожейкин вспоминает: «Скобарихин вылетел на прикрытие наземных войск. От степных пожаров в воздухе стояла густая дымка. По небу плыли высокие кучевые облака. Это настораживало: бомбардировщики противника могли подойти скрытно к позициям наших войск. Виталий вел девятку под облаками на высоте 3500 метров и не спускал глаз с просветов, откуда в любую минуту могли вывалиться вражеские самолеты. Командир не ошибся, Скоро И-97 мелькнули в окнах облачности.

Атака противника не застала врасплох наших истребителей. Завязался бой. Летчик Вусс, совершавший первый боевой вылет, сразу же отстал от группы. Японцы не замедлили воспользоваться этим. Пара И-97 бросилась к одиночному самолету.

Скобарихин сразу оценил обстановку: «Вусс, очевидно, не видит противника и летит по прямой». Виталий, не теряя ни секунды, развернул свою машину навстречу нападающим. Один из японцев уже сидел близко у Вусса в хвосте. Еще секунда промедления, и он срежет Вусса. Требовалось немедленно атаковать противника почти в лоб. «Но ведь при лобовой атаке очень трудно сбить самолет?» Это понимал Скобарихин. А сбить нужно, и обязательно с первой атаки, иначе будет поздно. Он также прекрасно знал, если пули и достигнут вражеской машины, то летчику они вряд ли принесут вред: спереди он защищен мотором. И решение пришло: «Если не собью, не отгоню, то самолетом ударю, а своего летчика выручу!» Он знал, что после удара от обоих самолетов может остаться только пыль, да на какой-то миг в воздухе сверкнут огненным шаром брызги бензина. Но решения не изменил. Он так стремительно и упорно помчался на врага, словно от этого зависела его собственная жизнь. А судьей для него в этот миг стала собственная совесть.

Пули с И-16, оставляя разноцветный след, струями мелькали вокруг японца. Враг, то ли зная, что на встречных курсах он почти неуязвим, то ли рассчитывая, что Скобарихин отвернет, не делал никакой попытки прекратить атаку. Словом, не обращая внимания на встречный огонь, японец не выпускал намеченную жертву и лишь в последнее мгновение понял, на что идет советский истребитель. Японец хотел увернуться и избежать столкновения, но было уже поздно: Виталий своим самолетом пропорол ему фюзеляж...

И-97 вспыхнул и рассыпался на кусочки.

От оглушительного удара Скобарихин потерял сознание. Самолет беспорядочно падал. И только придя в себя, Виталий сумел дотянуть до аэродрома, на котором производила посадку его эскадрилья, возвратившаяся из боя. Командир на изуродованной машине мог сесть с ходу, но не сделал этого. Вися, что называется, на волоске от смерти, он и здесь в первую очередь думал не о себе, а о товарищах. Опасаясь, что самолет при касании о землю рассыплется и помешает посадке другим летчикам, он отошел подальше от полосы и кое-как прикорнул в степи.

Со Скобарихиным я встречался и ранее, до этого случая. И что прежде всего в нем замечал? Задушевность и подкупающую простоту. Виталий Федорович небольшого роста, русоволосый, с очень типичным русским лицом, не производил впечатления богатыря. И как-то трудно было подумать, что именно этот человек обладает таким выдающимся мужеством. А после тарана он стал более понятным и близким, словно я заглянул в душу к нему. Когда побываешь не раз в воздушных боях, легче разбираться в психологии их участников. Поступки летчиков становятся до ощутимости объяснимыми. Вот почему в блеске светлых глаз Виталия Федоровича, в его чистой улыбке и в уравновешенных движениях теперь особенно чувствовалась спокойная внутренняя сила, решимость, так свойственная скромным и смелым людям».

10.08.39 г. Постановлением Малого Народного Хурала МНР он был награжден орденом «За воинскую доблесть».

29.08.39 г. старшему лейтенанту Скобарихину Витту Федоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 195.

После окончания боев у Халхин-Гола Скобарихин продолжил службу на Дальнем Востоке. Был инспектором по технике пилотирования ВВС Сибирского и Забайкальского округов. Затем командовал 64-м штурмовым авиаполком.

Участвовал в Великой Отечественной войне в мае - августе 1942 г. и в январе 1944 – мае 1945 гг.

В мае 1942 г. майор Скобарихин был назначен помощником по воздушно-стрелковой службе командира недавно сформированной на базе Управления ВВС 5-й армии 201-й истребительной авиадивизии 1-й ВА Западного фронта.

Командир дивизии подполковник А.П. Жуков возложил на Скобарихина важную задачу: освоение новых методов управления действиями истребителей над полем боя, руководство службой авианаведения. Располагаясь с радиостанцией и авианаводчиками в боевых порядках соединения наземных войск, с которыми взаимодействовали авиаторы, надо было командовать своими истребителями, предупреждать о появлении воздушного противника, нацеливать на него своих лётчиков, вызывать с аэродромов группы наращивания сил, удовлетворять заявки сухопутных войск о прикрытии их от вражеских бомбардировок, а если представится возможность, то и осуществлять штурмовые действия по наземным целям.

В мае-июне 1942 г., в период оперативной паузы на фронте, дивизия совместно с другими авиационными соединениями армии вела борьбу за господство в воздухе, прикрывала боевые порядки частей 20-й армии, вела воздушную разведку. Одновременно частью сил прикрывала группу войск генерала Белова, которая совершала рейд по тылам противника. Кроме этого ежедневно выделяла 10 экипажей, которые находились в распоряжении командарма в двухминутной готовности.

Авиационные части соединения вели боевые действия, базируясь в основном на полевых аэродромах. Штаб дивизии размещался в населенном пункте Новинки (12 км севернее Можайска).

В этот период истребительные полки дивизии произвели 1018 самолето-вылетов. В 29 схватках с противником было уничтожено 42 вражеских самолета.

В начале июля 201-я иад получила из штаба воздушной армии ряд рекомендаций по тактике, в том числе «Положение о боевых действиях пар истребителей с широким использованием радиосредств», «Методику подготовки молодых летчиков-истребителей для ввода их в строй» и упрощенную радиосигнальную таблицу, с помощью которой можно было подавать типовые команды: «Разворот», «Прикрой меня», «Возвращение на аэродром» - всего 10 команд, которые каждый летчик должен был знать наизусть.

На основе требований этих документов командование дивизии организовало планомерную учебу в частях, используя кратковременные затишья, связанные с плохими метеорологическими условиями. Нелегкой науке побеждать учились абсолютно все: и ветераны полков, и молодежь, прибывающая из авиационных школ.

Большую работу по обобщению и изучению боевого опыта выполняли штабы. С этой целью они периодически организовывали и проводили в дивизии и полках летно-тактические и технические конференции, на которых неоднократно выступал майор Скобарихин и другие опытные летчики.

По инициативе Скобарихина в каждом полку вблизи аэродрома были оборудованы полигоны с мишенями, которыми служили подбитые вражеские самолеты. На них отрабатывались атаки по наземным целям. Полковник Жуков и майор Скобарихин часто бывали в полках, помогали командирам лучше организовать боевую учебу, лично проводили занятия. В паре с обучаемым летчиком они демонстрировали воздушный бой с противником по принципу «делай как я».

Для подготовки молодняка в частях внедрялся опыт лучших командиров эскадрилий. Молодые пилоты изучали район боевых действий, способы взаимодействия истребителей с наземными войсками, штурмовиками и бомбардировщиками, отрабатывали технику пилотирования, стрельбы по наземным и воздушным целям. Перед вылетом молодых летчиков на боевые задания в частях дивизии практиковались показательные воздушные бои. Иногда проводили учебные бои истребителей Як-1 и МиГ-3 с истребителем Ме-109, который пилотировал майор П.А. Антонец.

4.07.42 г. дивизия была перебазирована на полевые аэродромы в районе Волхова.

С 4 по 14.07.42 г. на брянском направлении дивизия произвела 1396 боевых вылетов на прикрытие наземных войск и в боях сбила 39 «Юнкерсов» и 19 «Мессершмиттов».

В августовских боях 1942 г. дивизия прикрывала ударную группировку 20-й армии и обеспечивала боевые действия частей 214-й шад. Только с 4 по 12.08.42 г. летчики дивизии сбили 47 самолетов противника.

В августе 1942 г. Скобарихин был назначен командиром 89-й штурмовой авиадивизии Забайкальского военного округа.

В январе 1944 г. он был назначен заместителем командира 10-й гвардейской истребительной авиационной Сталинградской Краснознаменной дивизии 10-го иак 2-й ВА 1-го Украинского фронта. Одной из его основных задач стала организация наведения истребителей дивизии и управления воздушным боем по радио с передовой.

Развивая успех, войска фронта вышли на рубеж Чернобыль, Житомир, Казатин. В этот период 10-я гиад с аэродромов вблизи Белой Церкви непрерывно вела боевые действия по прикрытию наземных войск.

В период с 24.01.44 по 17.02.44 гг. войска 1-го и 2-го Украинских фронтов окружили и уничтожили крупнейшую группировку врага в районе Корсунь-Шевченковского.

10-я гиад надежно блокировала район окружения с воздуха, лишая противника возможности использовать коммуникации. За успешные действия Военный совет 1-го Украинского фронта объявил всему личному составу дивизии благодарность.

25.04.44 г. 10-я гиад была срочно перебазирована в Прикарпатье для отражения контрнаступления немецких войск. Штаб дивизии находился в городе Черновцы.

После отражения контрудара в период кратковременной передышки и при последующем наступлении кроме основных боевых задач 10-я гиад выполняла спецзадание политотдела 18-й армии по разложению войск противника. Вылеты с листовками были очень рискованными: действовать приходилось на малой высоте, под огнем зениток. Но дело того стоило. По пропускам-листовкам через линию фронта перешло около 10 тыс. солдат и офицеров противника.

12.07.44 г. дивизия была передислоцирована на полевые аэродромы для участия в наступательной операции на львовском направлении. Штаб дивизии разместился в селе Янув. В ходе Львовско-Сандомирской операци дивизия обеспечивала прикрытие 4-й танковой армии. За две недели операции было произведено свыше 1,5 тыс. боевых вылетов, в воздушных боях и на аэродромах уничтожено 93 самолета противника.

С середины января 1945 г. 10-я гиад действовала на краковском направлении. Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Санок, Попеле и Борислав. Для управления и осуществления взаимодействия с 38-й армией и штурмовыми полками была создана оперативная группа под руководством заместителя командира дивизии подполковника Скобарихина.

В январе-феврале 1945 г. летчики дивизии сбили 57 самолетов и 5 аэростатов-корректировщиков противника.

В телеграмме командующего 38-й армией генерал-полковника Москаленко на имя командира корпуса указывалось: «Летчики-истребители своевременно и умело вступали в бой с превосходящими силами противника, проявляя при этом мужество, храбрость и отвагу, в результате чего все налеты вражеской авиации отбивались успешно. Объявляю благодарность всем летчикам-истребителям, командирам и офицерам штабов, оказавшим большую помощь наступавшим соединениям 38-й армии в проводимой операции».

За мужество и героизм, проявленные личным составом при освобождении Южной Польши, и активное содействие наступающим войскам 38-й армии на краковском направлении Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.45 г. 1-=я гвардейская истребительная авиационная Сталинградская Краснознаменная дивизия была награждена орденом Суворова 2-й степени.

С 10.03.45 г. дивизия с началом Моравско-Остравской операции выполняла различные боевые задачи с большой нагрузкой. В среднем на каждого летчика приходилось по 3-4 боевых вылета в день.

С 25 по 28.04.45 г. летчики дивизии провели 13 групповых воздушных боев, в результате которых сбили 33 самолета противника.

Боевые действия в Польше и Чехословакии показали, насколько возросло мастерство личного состава дивизии.

В период с 1.01 по 01.05.45 г. летчики соединения произвели 5711 самолето-вылетов. В воздушных боях было уничтожено 167 и подбито 46 вражеских самолетов.

1.05.45 г. летчики дивизии произвели 214 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков.

Войну полковник Скобарихин закончил в Чехословакии под Остравой. Всего он сбил 10 немецких самолетов.

После войны служил в Закарпатье. Командовал истребительной авиадивизией.

С 1948 г. работал в Центральном аппарате ДОСААФ СССР. С 1954 г. в отставке по состоянию здоровья. С 1962 г. был научным сотрудником панорамы «Бородинская битва».

Похоронен на Хованском кладбище.



Поделиться: