Средневековый учёный, поляк по матери и немец по отцу. Обучался в Сорбонне. Был в дружеских отношениях с Вильгельмом из Мербеке, которому посвятил свою «Оптику» в 10 кн., написанную между 1270 и 1278 годом.
Витело, также известный как Эразмус Целек Витело (Erazmus Ciolek Witelo), Вителон (Witelon), Вителлио (Vitellio), Вителло Тюрингополонис (Vitello Thuringopolonis), Витулон (Vitulon) и Эразм Целек (Erazm Ciołek), родился примерно в 1220-1230 гг., вероятно, в деревне Борек (Borek) или Бороу (Borow) в Нижней Силезии (Lower Silesia).
Его мать была из польского рыцарского дома, а отец – немецким поселенцем из Тюрингии (Thuringia). Сам же он называл себя по-латински 'Thuringorum et Polonorum filius', что означает 'сын жителей Тюрингии и поляков'. Витело учился в Университете Падуи (Padua University) примерно в 1260-х, а затем перебрался в Витербо (Viterbo).
Он завел дружбу с Вильгельмом из Мербеке (William of Moerbeke), переводчиком Аристотеля (Aristotle). Основная работа Витело в оптике под простым названием 'Оптика' (латинск. 'Perspectiva'), состоящая из 10-ти книг и завершенная примерно в 1270-1278 гг., была посвящена Вильгельму. В значительной степени 'Оптика' была основана на работе арабского эрудита Ибн ал-Хайтама (Ibn al-Haytham) под названием 'Книги оптики'. В свою очередь, труд Витело сильно повлиял на других ученых, в частности, на немецкого оптика Иоганна Кеплера (Johannes Kepler) и итальянского ученого Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
'Оптика', опирающаяся на исследования Ибн аль-Хайтама, в своей основе составляла неоплатоновскую метафизику света. Однако при этом Витело рассматривал изучение света в качестве средства введения математической достоверности в науку о природе, достигнув высокого уровня в экспериментальном искусстве. Он смог сконструировать призму для изучения спектра, которая была лучшей для своего времени, и рассматривал эстетическое значение отдельных цветов и качеств наблюдаемого предмета.
Кроме того, 'Оптика' повлияла на ренессансные теории перспективы. Последнее неоконченное сочинение, или третий 'Комментарий' ('Commentario terzo'), Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti) основал на итальянском переводе латинской 'Оптики' Витело. Также научный труд содержит много материала по психологии, с изложением мнений, близких к современным представлениям об ассоциации идей и подсознании.
'Оптика' включает в себя платонические метафизические дискуссии. Витело утверждает, что есть как интеллектуальные, так и реальные, материальные тела, связанные по принципу причинности, что соответствует основной доктрине идеалистов-платоников. Для Витело свет – это, прежде всего, разумные лица, и его взгляды на свет похожи на те, что распространял Роджер Бэкон (Roger Bacon), хотя они все же и ближе по сути своей к учениям ал-Хайтама.
В своем труде Витело ссылался на другие свои работы, большинство из которых не дошли до наших дней. Однако его труды 'De Natura Daemonum' и 'De Primaria Causa Paenitentiae' были восстановлены.
На луне есть кратер Витело, названный в честь ученого.