Популярные личности

Виталий Ванцев

Гендиректор государственной авиакомпании "Авиалинии России".
На фото Виталий Ванцев
Категория:
Дата рождения:
1969-11-10
Место рождения:
Хабаровск, США
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Совладелец аэропорта Внуково, председатель совета директоров АО "Международный аэропорт "Внуково", первый заместитель генерального директора ОАО "Международный аэропорт "Внуково", председатель совета директоров ОАО "Внуково-Инвест", глава управляющей компании "Аэропорт". Бывший генеральный директор международного аэропорта "Внуково" (2002-2005); заместитель генерального директора аэропорта "Внуково" по инвестиционной политике (1997-2002). В сентябре 2008 года возглавил антикризисный штаб по ситуации вокруг авиаальянса AirUnion, в ноябре стал генеральным директором создаваемой государственной авиакомпании "Авиалинии России".


Виталий Анатольевич Ванцев родился 10 ноября 1969 года в Хабаровске.

В 1990 году Ванцев окончил Ленинградское высшее военно-топографическое командное училище. Из рядов Вооруженных сил, где Ванцев после училища работал инженером-геодезистом, он уволился в 1993 году после чего поступил на курсы переподготовки гражданских специальностей. По собственным словам, Ванцев после увольнения "трудился в небольших коммерческих структурах, потом был помощником депутата в Госдуме, помогал различным фирмам решать их нефтяные вопросы", что помогло попасть ему "в нефтяной бизнес" (фамилия депутата не сообщалась).

В 1995 году Ванцев занял пост генерального директора компании "Валс" по переработке нефти на Московском и Рязанском НПЗ. Работая в этой должности, Ванцев занимался продажей топлива столичным аэропортам. Однако по другим данным, уже с 1992 года Ванцев работал "на руководящих должностях в аэропорту Внуково" (подробности не сообщались).

В 1997 году Ванцев окончил Академию экономики и международных экономических отношений. В том же году он стал заместителем генерального директора аэропорта "Внуково" по инвестиционной политике. "Мне задолжали во "Внуково". Я сюда пошел, думал, деньги возьму, а остался работать", - рассказывал он о своей дальнейшей карьере в интервью "Ведомостям". В том же интервью он рассказал и об истоках своего бизнеса: по его словам, "задолженность аэропорта за топливо была очень большой", и чтобы ее погасить, "Внуково"' стало распродавать виды бизнеса ("Мне и моим партнерам, с которыми я работал на Московском и Рязанском НПЗ, достался топливозаправочный комплекс). После того, как компания "Валс" стала владельцем топливозаправочной инфраструктуры во "Внуково", она сменила название на "Авиационно-нефтяная компания" (АНК). С 1999 года компания начала заниматься инвестициями непосредственно в аэропортовый бизнес, создав компанию "Внуково-Инвест". В конце 90-х в СМИ начинает фигурировать и отец Виталия Ванцева, Анатолий Ванцев. Он упоминался как генеральный директор некоего ЗАО "Вегос Корпорэйшн", а также (в 1999 году) как генеральный директор АНК. "Я взял его на работу, когда тот ушел с преподавания из Военной академии им. М. В. Фрунзе", - рассказывал Ванцев-младший.

В 2002 году Виталий Ванцев стал генеральным директором международного аэропорта "Внуково". В год, когда он занял этот пост, мэр Москвы Юрий Лужков предложил в исполнение Москвой столичных функций передать ей акции аэропорта Внуково в счет погашения задолженности по субвенциям. Через год договоренность была достигнута, и в ноябре 2003 года президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому находившиеся в собственности Минимущества РФ 60,88 процента и оцененные в 1,74 миллиарда рублей акций АО "Аэропорт Внуково", перешли в собственность Москвы. Однако на тот момент весь аэропорт Внуково и связанный с ним бизнес де-факто уже контролировался АНК, крупнейшими совладельцами которой СМИ называли отца и сына Ванцевых (по данным журнала "Власть", АНК к тому времени (2004 год) принадлежало ЗАО "Внуково-инвест" (собственник второго крупного пакета — 38,2 процента акций АО "Аэропорт Внуково"), 75 процентов АО "Международный аэропорт Внуково", 60 процентов ЗАО "Топливозаправочный комплекс", 59 процентов ЗАО "Топливозаправочная компания" и больше 50 процентов АО "ТЗК 'Прима-Фьюэл'"). "Во "Внуково" мы все время ощущали поддержку московских властей", - отмечал в интервью "Ведомостям" в 2004 году, рассказывая историю передачи Москве активов аэропорта. Тогда же, в ноябре 2003 года столичные функционеры, сохранив АО "Аэропорт "Внуково", зарегистрировали и новое юридическое лицо - АО "Международный аэропорт "Внуково". По данным на 2008 год, основными акционерами АО "Аэропорт "Внуково" - управляющей компании терминала внутренних линий - являлись правительство Москвы (60,87 процента обыкновенных акций) и подконтрольное Ванцеву "Внуково-Инвест" (36,5 процента). Акционерами же управляющей компании международного терминала - АО "Международный аэропорт "Внуково" - назывались правительство Москвы (25 процентов плюс 1 акция) и АНК (75 процентов минус 1 акция).

В 2005 году Виталий Ванцев возглавил совет директоров АО "Международный аэропорт "Внуково" (сохранял должность и по информации на октябрь 2008 года). Писали о нем СМИ и как об акционере, владельце 26 процентов акций авиакомпании правительства Москвы "Атлант-Союз" - базового авиаперевозчика Внуково. Причиной продажи в 2007 году принадлежавшего ему пакета активов "Атлант-Союза" сам Ванцев называл отсутствие возможности "достаточно времени и сил развитию такой мощной авиакомпании". При этом он не исключил, что в будущем вернется и в этот бизнес, став владельцем пакета "какой-нибудь авиакомпании".

В 2007-2008 Ванцев упоминался в СМИ также как совладелец аэропорта "Внуково" первый заместитель гендиректора ОАО "Аэропорт Внуково", председатель совета директоров ОАО "Внуково-Инвест" а также как глава управляющей компании "Аэропорт", курирующей бизнес Внукова в регионах. Его отец фигурировал в прессе как управляющий делами ОАО "Международный аэропорт Внуково".

В начале сентября 2008 года Виталий Ванцев как совладелец "Внуково" и человек, близкий к столичному правительству, возглавил антикризисный штаб по ситуации вокруг авиаальянса AirUnion. Кризис разразился после того, как задолженность по оплате топлива входящих в него авиакомпаний привела к массовым задержкам рейсов. Госкорпорация "Ростехнологии", которой указом президента, подписанным в мае того же года передавались контрольные пакеты входящих в AirUnion авиакомпаний, гарантировать исполнение их обязательств отказалась. В том же месяце состоялась встреча Путина с главой Минтранса Игорем Левитиным, по итогам которой было объявлено, что альянс AirUnion, по выражению "Российской газеты", "реанимируют, включив в него новых акционеров". По сути, речь шла о формировании нового национального авиаперевозчика, которое было поручено госкорпорации "Ростехнологии". При этом о владельцах значительных пакетов акций авиакомпаний, входящих AirUnion, братьях Борисе и Александре Абрамовичах в официальном пресс-релизе не упоминалось. В связи с этим события с AirUnion в прессе оценивались как передел собственности (при этом Ванцев версию о том, что государство использовало трудностями Абрамовичей, чтобы завладеть их активами, категорически отвергал).

В октябре того же года было объявлено, что новый авиационный холдинг будет строиться на базе новой компании, регистрация которой была назначена на "ближайшее время" . 50 процент плюс 1 акция новой структуры решено было передать "Ростехнологиям", а 50 процентов минус 1 акция - столичному правительству, чья авиакомпания "Атлант-Союз" еще в сентябре выразила готовность взять на себя долговые обязательства альянса AiRUnion перед кредиторами. Тогда же, в октябре 2008 года, было обнародовано окончательное название компании - "Авиалинии России". Собрание ее учредителей состоялось 21 октября 2008 года. Сообщалось, что в новое ОАО должны войти госпакеты авиакомпаний, передаваемые "Ростехнологиям", авиакомпания правительства Москвы "Атлант-Союз", а также бывшие компании альянса AiRUnion: "Красэйр", "Домодедовские авиалинии" и "Самара". На том же собрании Ванцев был выдвинут на пост гендиректора "Авиалиний России", после чего он заявил о решении оставить оперативное руководство собственным бизнесом и в дальнейшем "сфокусироваться на развитии создаваемой государственной авиакомпании".

В ноябре 2008 года было зарегистрировано юридическое лицо авиакомпании "Авиалинии России" - ОАО "Авиакомпания". "По техническим причинам" 99 процентов акций нового ОАО получил сам Ванцев, а еще 1 процент достался начальнику юридического отдела аэропорта "Внуково" Константину Мусатову (при этом сообщалось, что в дальнейшем все эти акции должны были быть выкуплены госкорпорацией "Ростехнологии" и правительством Москвы за "символическую" цену). Совет директоров ОАО "Авиакомпания" также возглавил Сергей Чемезов. В том же месяце состоялось первое заседание совета директоров "Авиалиний России". Ожидалось, что он и назначит Ванцева гендиректором авиакомпании. Однако, как сообщил "Коммерсант", Ванцев как глава ОАО "Авиакомпания" назначил себя гендиректором "Авиалиний России" сам, а совет лишь утвердил структуру будущей компании в виде трех дочерних региональных предприятия с условными названиями "Запад", "Центр" и "Восток".

По данным на 2008 год, Виталий Ванцев также являлся владельцем ОАО "Внуково-инвест" (80 процентов), ОАО "Аэропорт Внуково" (25 процентов), ЗАО "Внуково-карго", занимавшегося обеспечением грузовых перевозок (100 процентов), а также ОАО "Внуковский авиаремонтный завод №400" (68 процентов) и ОАО "Русджет" (бизнес-авиация, 70 процентов). По оценкам самого Ванцева, стоимость его доли в аэропорту "Внуково" составляла 1 миллиард долларов. В интервью "Ведомостям" в сентябре 2008 года Ванцев выражал желание стать не только гендиректором, но и акционером новой компании-перевозчика ("просто меня никто не звал"). Он подчеркнул, что сделает это "с удовольствием", после того как компания окрепнет и выйдет на фондовый рынок.

В декабре 2008 года Ванцев сообщил о приобретении им 39 процентов акций основанной братьями Абрамовичами компании SkyExpress (юридическое наименование - ЗАО "Небесный экспресс"), являвшейся первым lowcost-авиаперевозчиком в России. По словам самого Ванцева, в "Авиалинии России" SkyExpress не войдет (это подтвердили и представители департамента имущества правительства Москвы, заявившие, что приобретение пакета SkyExpress - это "личный проект Виталия Ванцева"). В марте 2009 года "Ведомости" сообщили, что структурами, близкими к Ванцеву, приобретены 75 процентов акций Sky Express. Издание высказало предположение, что доля была увеличена за счет пакета братьев Абрамовичей, которые "могли отдать акции за долги". "Могли продать пакеты и другие акционеры", - сообщала газета. В том же месяце стало известно, что бизнесмен предложил правительству Москвы купить эти акции не более чем за 1 доллар. Столь небольшая плата, по данным "Ведомостей", объяснялась долгами SkyExpress (2,5 миллиарда рублей, почти 2 миллиарда из которых - долги авиакомпании поставщикам топлива в аэропорту "Внуково").

Ванцев - кандидат юридических наук (в 2001 году он защитил диссертацию на тему "Борьба с кредитными преступлениями (Криминологические и уголовно-правовые проблемы)").

Ванцев женат, воспитывает четверых детей.



Поделиться: