Популярные личности

Виталий Шаповалов

российский актер
Категория:
Дата рождения:
1939-05-01
Место рождения:
Хабаровск, США
Гражданство:
Россия
Биография

Интервью

В 1968 году закончил Театральное училище имени Щукина. В том же году принят в труппу Московского театра драмы и комедии на Таганке. Народный артист России.


Снимался в фильмах: "Дорога домой" (1969), "Бесстрашный атаман" (1973), "Иван да Марья" (1975), "Женщина в белом" (1981), "Грачи" (1982), "Мертвые души" (1984), "Дежа вю" (1988) и других. Роли в спектаклях Театра на Таганке: "А зори здесь тихие..." (старшина Васков), "Пугачев" (Емельян Пугачев), "Ма

стер и Маргарита" (Понтий Пилат), "Живой" (Гузенков), "Преступление и наказание" (Свидригайлов), "Борис Годунов" (Годунов) и др.

Из интервью с Виталием Шаповаловым, опубликованного в газете "Культура" (номер от 25 августа 1999 года):

Виталий Владимирович, в детстве вы мечтали о театре?

- В театр я вообще не ходил, не знал, что это такое, и, конечно, ни-когда о нем не мечтал. Когда я учился в школе, у меня был выбор: пойти в музыкальное училище или стать профессиональным футболистом. Но музыка "перетащила". Я с детства пел и играл на гитаре, слыл любимцем публики, этаким местным Ро

бертино Лоретти.

Тут поневоле "заболеешь" звездной болезнью и начнешь пользоваться служебным положением...

- Да, зазнавался, конечно. В школе мог сказать: "Я на шестой урок не остаюсь, у меня репетиция. Народ ждет - ждет новых песен". Зато потом, когда я поступил в музыкальное училище, вся сп

есь слетела. Мне стало понятно: для того чтобы быть хорошим артистом, певцом или музыкантом, надо очень-очень много работать.

А ваши спортивные достижения?

-Я, как и все, играл в волейбол, плавал, ну а футбол - так просто обожал. Еще когда я учился в школе, мы вместе с братьями играли в коман

де на кубок Сахалина. В полуфинале нашими соперниками стали армейцы. Они все поджарые, мастера класса "Б", а мы любители, к тому же в дороге "приняли" для храбрости. Первые 11 минут мы еще как-то продержались, а потом мячи так и посыпались... В итоге - проиграли с разгромным счетом: 10:0. Так законч

илась моя футбольная карьера.

Каким же образом провинциальный мальчишка из глубинки, ни разу не побывав в театре, решил связать с ним свою судьбу?

- Закончив хабаровское музыкальное училище по классу трубы, я собрался поступать в консерваторию. Но на открытии нового театра Хабаровской драмы, г

де мы выступали с концертом, прочел одну байку и имел успех. "Молодой человек, вас бы в хорошие руки, и получился бы очень интересный и хороший актер", - отреагировал на мое выступление один из артистов. Уже потом, в армии, я вспомнил его слова. Уровень моей музыкальной подготовки меня не совсем уст

раивал. Я Телец и плестись сзади всех не могу. Только впереди. Так что я выбрал театральный. Ведь музыка и театр - вещи близкие.

Об огромном конкурсе в театральные вузы ходят легенды. Сложно ли вам было поступить в прославленную "Щуку"?

- Нет, мне ведь тогда было уже 25 лет - взрослый мужик,

в форме, погоны сержанта, лиры. На прослушивании постарался проскочить одним из первых. Захожу: Захава, ректор, сидит, спит. И вдруг я рявкнул: "Та то було ще в тюрецьку вийну, колы мы с тюрками воювалы!" А он так: "Что такое? Откуда украинская речь?" Сам-то он из Кировограда, знает язык... Проснулс

я. В общем, отправили меня сразу на сочинение.

Вы снимались во многих кинофильмах ("Женщина в белом", "Мертвые души", "Грачи" и др.). Уже более 30 лет на театральных подмостках. Что вам ближе: сцена или кинематограф?

- Думаю, что большинство актеров предпочтут театр. Кино - это популярность, д

еньги, слава, а театр - это творчество, особая атмосфера, живые глаза зрителей.

Но театр - это и непредсказуемость, и ответственность, и умение выпутаться из любой непредвиденной ситуации. Происходили ли с вами какие-то комические случаи на сцене?

- Да сколько угодно. На прошлых гастролях в Та

шкенте у меня из головы напрочь вылетел текст (накануне банкет был, мозги разжижены). Молчу, аж вспотел. Слышу, Любимов шепчет: "Шапен текст забыл, небывалый случай!" А сзади все пытаются подсказывать... Я, неожиданно для себя, как рявкну: "Тихо!" - и сразу все вспомнил.

Вашему главному режиссе

ру присущ довольно жесткий стиль руководства. Не мешает ли это раскрытию актерской индивидуальности?

-Это очень сложный вопрос. Иногда же режиссер навязывает и интонацию, и манеру игры. Хорошо, когда с режиссером совпадают ваше видение, ваши чувства, мысли. А если не совпадают? Это больно... У нас

с Юрием Петровичем все время творческая борьба, честно скажу. Он, естественно, свое, а я как бы: оконечно, но в то же время потихоньку от "его" ухожу, к "своему" прихожу. Незаметненько стружку снимаю так... Шеф говорит: "Ну вот, другое дело!" (смеется). Он не любит, когда предлагает актер и актерско

е проходит - вот если сам... Он как Шелленберг, ты ему скажи, он потом проведет. Надо "хитрить" ради хорошей цели. Важен результат, и неважно: твое оно - не твое, главное, что это будет спектакль.

В "Мастере и Маргарите", который вот уже 22 года не сходит со сцены Таганки, вызывая неизменный ин

терес зрителей, звучит риторический вопрос: "Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще на земле?...

- Безусловно, не сам человек. Что касается расхожего суждения "человек - творец своей судьбы" - это весьма относительное понятие. Конечно, он творит частично, если не ленится, использует то

, что дал Бог. У нас есть выбор, но он ограничен. Судьбу изменить нельзя, если у тебя есть предназначение. Другое дело, если человек не нашел его... Но все равно, подсказки идут. Я уверен, что мы не думаем, мысли сами к нам приходят.

Откуда?

- Из общего информационного поля, из вселенского разу

ма. Читаю Шри Ауробиндо, так вот он говорит, что если бы человек мог придумать хоть одну мысль сам, он был бы богом.

Шри Ауробиндо говорил и о том, что скептицизм сидит в нас с самого рождения, нам трудно уйти со своих пастбищ... Удалось ли вам сделать это? В каком возрасте вы пришли к вере?

К сожалению, недавно. Я верю во Всевышнего не фанатически, а спокойно, на все сто.

Что для вас духовная свобода?

- Даже Христос говорил: "Лучше заблудшая овца, чем овца в стаде". Вот духовная свобода! А у нас было "закрытое" общество. Нашим богом была партия, комсомол, которые сковывали индив

идуальную свободу. Политика поля... Любой высокий колосок срезается.

А вы верите людям?

- Да, но обмануть меня можно, потому что я не имею права, если обжегся на ком-то, не доверять никому. Глупо. Тот, которому я должен верить, не виноват в том, что меня обманул предыдущий. Не доверяя людям, н



Поделиться: