МЕЛЬНИКОВ Виталий Вячеславович (р. 01. 05. 1928), режиссер, сценарист.
Родился в селе Мазаново Амурской области.
В 1952 окончил режиссерский ф-т ВГИКа (мастерская С. Юткевича, М. Ромма), снимал н/п фильмы ('За новые луга и пастбища', 'В колхозном клубе', 'Новая мелиоративная машина' и др.). С 1963 работает на к/ст 'Ленфильм'. Второй режиссер на фильме И. Хейфица 'День счастья'.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1977), Народный артист РСФСР (1987).
ВИТАЛИЙ МЕЛЬНИКОВ - это режиссерское имя запомнилось сразу, по первой большой картине 'Начальник Чукотки'. На традиционном историческо-революционном материале была разыграна героическая комедия, в которой слышались и пародийные и даже водевильные ноты. Дебют получился оригинальным, ярким, мастерским. А режиссеру оказалось уже 38 лет. Он был из вгиковского послевоенного поколения, выпускник 1952 ученик С. Юткевича. Где же он пропадал в течение 10 лет, когда его сверстники после периода малокартинья завоевывали кинематограф в конце 50-х , начале 60-хN А он не пропадал, он работал в научно-популярном кино, на студии в Ленинграде, где снял десятки самых разных фильмов.
Сибиряк; из деревни на Иртыше; проживший войну в свои 13 -17 лет, многое понявший, переживший, запомнивший. Он не растворил своей народной самобытности, естественности, цельности, человечности, контактности ни в стенах столичного вуза, ни в ленинградской кинематографской среде. Он сумел эти личностные качества переплавить в особенности творческого поведения, в принципы режиссерской профессии. Великолепный рассказчик, баечник, насмешник, импровизатор
Конечно, отсюда особая манера его кинорассказа, где печаль пополам с весельем, насмешливостью с чувствительностью, наблюдательность с преувеличением. Не по тому ли так непросто определить жанр его фильмов: комедия с элементами драмы, или драма с элементами комедии, или жанр под названием 'кино Виталия Мельникова'N! Не от того ли он глубже и органичнее многих других 'прочел' загадочного Вампилова в 'Старшем сыне' и 'Отпуске в сентябре', 'Утиной охоте'...
Конечно отсюда замечательная актерская раскованность на съемочной площадке, когда исполнители удивляют самих себя, являются эдакими знакомыми незнакомцами. Например, Олег Даль - Зилов ('Отпуск в сентябре'), Станислав Любшин - бульдозерист Федор ('Ксения - любимая жена Федора'), Олег Ефрремов - Виктор ('Мама вышла замуж'). Евгений Леонов - кларнетист Сарафанов ('Старший сын').
Незабываемые мельниковские женщины, героини его фильмов, выбранные им так, точно они родились для этих ролей, - Штукатурщица Зина, мама неожиданно вышедшая замуж, Люсьены Овчинниковой; Ксения, любимая жена, Аллы Мещаряковой, птичница Александра Людмилы Зайцевой, Агафья Тихоновна, вечная невеста, Светланы Крючковой. Помнишь всех, но назвать всех не можешь, такая длинная череда актерских вторых рождений прошла в каждом из полутора десятков фильмов Мельникова. И какие исполнительские дуэты, трио, целые ансамбли создавал этот мастер режиссуры-общения.
Его персонажами, такими узнаваемыми, простыми, живыми, как чеховскими, можно населить целый город, с пригородами и ближайшими деревнями. Семья, дом эти непременные 'участники' мельниковских фильмов были частью большого социального, советского мира. Из него, при всей его прозаичности, режиссер извлекал поэтическое, при всей его бесчеловечности - человеческое. Он крепко держался за современность в сценариях Ю. Клепикова, В. Валуцкого, В. Мережко. Лишь изредка изменяя ей с классикой: ранняя проза Ф. Достоевского - 'Чужая жена и муж под кроватью', комедия Н. Гоголя 'Женитьба'
Обращение к прошлому в фильме начала 80-х годов 'Две строчки мелким шрифтом' оказалось закономерным. История завладевала вниманием режиссера. Его фильмы 90-х годов 'Царская охота' и 'Царевич Алексей' - это екатерининская и петровская Россия. Это жанр исторической костюмной мелодрамы. Это большое и дорогое постановочное кино. И если в него всмотреться и вслушаться это тоже 'кино Мельникова', где лирик скрывается под маской бытописателя, философа-историка, психолог-жанриста.
Нередко можно услышать, что 'народный художник' это миф, что никакого 'русского кино' нет, а есть только кино Москвы и Ленинграда. Виталий Мельников как раз представляет кино Ленинграда, как русское и народное кино.
1966 НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ режиссер
1969 МАМА ВЫШЛА ЗАМУЖ режиссер
1970 СЕМЬ НЕВЕСТ ЕФРЕЙТОРА ЗБРУЕВА режиссер
1972 ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ режиссер
1974 КСЕНИЯ, ЛЮБИМАЯ ЖЕНА ФЕДОРА режиссер
1975 СТАРШИЙ СЫН режиссер, сценарист
1977 ЖЕНИТЬБА режиссер, сценарист
1979 ОТПУСК В СЕНТЯБРЕ режиссер, сценарист
1981 ДВЕ СТРОЧКИ МЕЛКИМ ШРИФТОМ режиссер, сценарист
1983 УНИКУМ режиссер, сценарист
1984 ЧУЖАЯ ЖЕНА И МУЖ ПОД КРОВАТЬЮ режиссер
1985 ВЫЙТИ ЗАМУЖ ЗА КАПИТАНА режиссер
1987 -ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА режиссер
1990 ЦАРСКАЯ ОХОТА режиссер
1992 ЧИЧА режиссер
1994 ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО ВАРЕНОГО режиссер