Настоятель Воскресенской церкви в г. Суздале, член Союза Русского Народа (СРН). Родился в семье псаломщика в с.Вербово Сквирского у. Киевской губ. Образование получил в Киево-Подольском ДУ и Киевской ДС, которую окончил по II разряду (1890).
Родился в семье псаломщика в с.Вербово Сквирского у. Киевской губ. Образование получил в Киево-Подольском ДУ и Киевской ДС, которую окончил по II разряду (1890). В 1890—1892 преподаватель церковно-приходских школ в селах Стрижавке и Зрайки Таращанского у. Киевской губ. 6 дек. 1892 рукоположен в сан
иерея с. Рацево Чигиринского уезда. 7 окт. 1900 переведен в Киев и назначен настоятелем Пантелеимоновской церкви при Мещанской богадельне на Куреневке. В 1904 назначен миссионером по III благочинническому округу Киева, а с ноября 1905 — миссионером по Киевскому уезду. Преподавал Закон Божий в ряде у
чебных заведений. С 26 апр. 1909 перешел на работу в Киевскую ДС, одновременно став ее духовником и законоучителем образцовой школы при семинарии. За свою пастырскую деятельность был награжден многими епархиальными наградами и в 1914 — наперсным крестом от Св. Синода.
Активный деятель правого дви
жения в Киеве, член СРН. 23 июля 1907 на одном из собраний черносотенных партий доказывал, что все брожения в настоящее время происходят от недостатка веры, что верующий не пойдет ни грабить, ни жечь, ни убивать, а кто это делает, тот не может считаться христианином. Поэтому преодоление революционны
х настроений в обществе он видел лишь в возрождении в народе религиозности. 20 апр. 1914 о. Виталий отслужил панихиду на могиле Андрея Ющинского на Лукьяновском кладбище, после которой им была произнесена речь совместно с В. К. Дроздовым и студентом В. С. Голубевым. 1 марта 1915 по инициативе Патрио
тического общества молодежи «Двуглавый Орел» служил панихиду по Александру II.
С 1921 по 1934 о. Виталий служил настоятелем Пантелеимоновской церкви. В 1921 был арестован органами ГПУ по обвинению в антисоветской агитации и за проповеди, произнесенные по поводу обновления куполов Сретенской (Скор
бященской) церкви. Через два месяца был освобожден за отсутствием состава преступления. В авг. 1931 выступил организатором крестного хода из Киева в церковь бывшей Николаевской Пустыни. Вновь подвергся судебному преследованию 28 марта 1934, за произнесенную 4 нояб. 1933 в Мало-Софийском кафедральном
соборе проповедь «О реальном существовании сатаны в наш век», в которой, если верить составленному доносу, о. Виталий «под реальным сатаной-дьяволом» понимал советскую власть, в том числе «намекая на красноармейскую звезду».«Особенно поразило слушателей, — отмечал доносчик, — сказанное проповеднико
м изречение из Евангелия от Луки, гл. 19, ст. 27...: «Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною»..., причем добавил от себя: «Будьте осторожны, чтобы в свое время и с вами этого не случилось, когда приидет Царь, а потому — покайтесь». <..
.> Словом — форменная контрреволюция», — суммировал доносчик.
На допросе о. Виталий не скрыл своих убеждений и показал: «По своим религиозным убеждениям я считаю, что коммунизм как направление, враждебное Богу, может быть отождествлено и названо или же сатанизмом, или антихристианством, лиц, отош
едших от религиозности, считаю как отошедших от православия или же антихристами. Бывают случаи, что я произношу в церкви проповеди, но антисоветской агитацией я никогда не занимаюсь. По моему мнению, революция в России произошла потому, что русский народ перестал возуповать в Бога, и если бы не была
потеряна вера в Бога, то и не было бы революции... в Софиевском соборе я произнес проповедь на тему о реальном существовании сатаны вообще, и особенно усилившемся богоборческом направлении в настоящее время. <...> По учению нашей христианской православной веры, православное учение в конце концов до
лжно победить антихристианское, но когда это должно произойти неизвестно».
29 марта 1934 было подписано обвинительное заключение, которое в частности гласило: «По имеющимся в Киевском Облотделе ГПУ агентурным данным, поп Кулинский Виталий все время существования Советской власти занимается антисо
ветской контрреволюционной деятельностью, как на квартирах прихожан, так и в проповедях в церкви. Кулинский в дореволюционный период был активным членом «Союза Русского Народа» и принимал активное участие в подавлении революционного движения в 1905 г. Его деятельность в том период была отмечена в «е
пархиальных ведомостях», где имеется сообщение о выступлении Кулинского на «пастырском собрании» с докладом о мерах борьбы его с революционным движением на Подоле в Киеве. <...> Таким образом Кулинский Виталий Федотович ... обвиняется в том, что систематически проводил антисоветскую агитацию». В ито
ге Особое Совещание при Коллегии ГПУ УССР вынесло постановление о заключении о. Виталия, в виду преклонного возраста, в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года условно и вскоре о. Кулинский был освобожден.
В том же году о. Виталий последовал за бывшим архиеп. Киевским Сергием (Гришиным)
сначала в Харьков, а затем — во Владимир. В марте 1936 он был назначен настоятелем Воскресенской церкви в г. Суздаль Владимирской обл. Однако 17 апр. 1937 был вновь арестован. 28 авг. 1937 тройка при УНКВД СССР по Ивановской обл. вынесла о. Виталию смертный приговор по обвинению в «антиреволюционной