Румынская оперная певица-сопрано, прославившаяся исполнением, прежде всего, итальянского репертуара и особенно ролью Виолетты (Violetta) в 'Травиате' (La traviata). В общей сложности, она исполнила 69 главных ролей и отменила за всю свою жизнь только два спектакля. Помимо прекрасного голоса, она отличалась замечательной красотой, незаурядным актерским талантом и умением точно передать образ.
Вирджиния Зеани родилась 21 октября 1925 года в местечке Соловастру, Румыния (Solovăstru, Romania). Она изучала литературу и философию в Бухарестском Университете (University of Bukarest) и одновременно училась у Люсии Ангел (Lucia Anghel), затем занималась под началом прославленной русской певицы Лидии Липковской (Lydia Lipkowska), обладательницы колоратурного сопрано, и, наконец, отправилась в Италию (Italy) к великому драматическому тенору Аурелиано Пертиле (Aureliano Pertile). Не имея никакого сценического опыта, в 1948 году Вирджиния дебютировала на сцене театра Дузе (Teatro Duse) в Болонье (Bologna) с партией Виолетты в 'Травиате' - ее партнером в тот вечер был тенор Арриго Пола (Arrigo Pola) в роли Альфреда (Alfredo), который позже стал учителем Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti). Выступление молодой певицы обернулось триумфом, и ей немедленно предложили контракт на турне более чем из 30 выступлений. Роль Виолетты, между тем, стала ее визитной карточкой – Зеани спела ее 648 раз по всему миру на протяжении своей карьеры.
Поначалу ее карьера была сосредоточена на Италии, где Зеани набираясь опыта, спела едва ли не в каждом региональном театре, часто выступая в главных ролях.
В январе 1950 года ей предложили стать одной из ведущих артисток трехмесячного гастрольного сезона в Каире (Cairo) и Александрии (Alexandria) в Египте (Egypt) и спеть Виолетту, Недду (Nedda), Микаэлу (Michaela) и Адину (Adina) в 'Любовном напитке' (L'elisir d'amore) в паре с великим итальянским тенором Беньямино Джильи (Beniamino Gigli). Ей было 24 года, ему – 60. В 1952-м Вирджиния сделала еще один шаг вперед, когда дирижер Туллио Серафин (Tullio Serafin
) предложил ей заменить Марию Каллас (Maria Callas) в роли Эльвиры (Elvira) в 'Пуританах' (I puritani) в театре Комунале (Teatro Comunale) во Флоренции (Florence).
Вскоре ее репутация превосходной певицы упрочилась, и Зеани стали приглашать в крупные европейские оперные театры. Виолетта стала ее дебютной ролью в Вене (Vienna) и Париже (Paris).
В 1956-м она в качестве Клеопатры (Cleopatra) в 'Юлии Цезаре' (Giulio Cesare) Генделя (Handel) дебютировала в Ла Скала (La Scala), спев вместе с басом Николя Росси-Лемени (Nicola Rossi-Lemeni), за которого вскоре вышла замуж.
Несмотря на несколько успешных гастрольных туров в Великобритании (UK), в Ковент-Гарден (Covent Garden) ее еще не приглашали. Ее дебют там состоялся только в 1960-м, в качестве замены заболевшей Джоан Сазерленд (Joan Sutherland). Она появилась в театре в четыре часа вечера, после бессонной ночи и перелета из Вены через Париж. Времени до выступления оставалось только чтобы подогнать костюм и чуточку передохнуть. Зеани не успела встретиться ни с кем из актерского состава и первое, что она спросила, было: 'Кто мой Альфред (Alfredo)?'. Между тем, выступление получилось изумительное, оно транслировалось по всему миру и осталось в записи. Вирджиния также пела Виолетту в Барселоне (Barcelona), Ленинграде (Leningrad), Москве (Moscow), Филадельфии (Philadelphia), Бухаресте и других оперных центрах мира, и, в конечном итоге, на сцене Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) в Нью-Йорке (New York) в 1966 году.
В начале карьеры Зеани добилась успеха с ролями из репертуара бельканто, такими как главные партии в 'Лючии ди Ламмермур' (Lucia di Lammermoor) и 'Линда ди Шамуни' (Linda di
Chamounix), Джильда (Gilda) в 'Риголетто' (Rigoletto), Эльвира (Elvira) в 'Пуританах', и легкими лирическими партиями, такими как Манон (Manon) Массне (Massenet) и Маргарита (Marguerite) в 'Фаусте' (Faust) Гуно (Gounod).
По мере того, как ее голос обретал силу, она перешла к более драматическим ролям, включая 'Манон Леско' (Manon Lescaut) Пуччини (Puccini), 'Мадам Баттерфляй' (Madama Butterfly) и 'Тоску' (Tosca). Пела она также роли из опер композиторов-веристов, в том числе, 'Федора' (Fedora) и 'Адриана Лекуврер' (Adriana Lecouvreur). Зеани спела много вердиевских героинь – Аиду (Aida), Дездемону (Desdemona), Елизавету (Elisabetta), Альзиру (Alzira) и Лину (Lina) в 'Стиффелио' (Stiffelio), а также две вагнеровские партии, Эльзу (Elsa) в 'Лоэнгрине' (Lohengrin) и Сенту (Senta) в 'Летучем голландце' (The Flying Dutchman).
В 1957-м она стала первой исполнительницей роли Бланш (Blanche) в 'Диалогах кармелиток' (Dialogues des Carmélites) Пуленка (Poulenc's) в Ла Скала.
В 1972-м Зеани добилась одного из своих величайших триумфов как Магда (Magda) в 'Консуле' 'The Consul' Джанкарло Менотти (Gian Carlo Menotti).
Уйдя со сцены в 1983 году, Зеани полностью отдалась преподавательской деятельности – еще в 1980-м вместе с мужем они начали преподавать в музыкальной школе при Университете Индианы (Indiana University) в Блумингтоне (Bloomington, Indiana). Никола Росси-Лемени скончался в 1991-м, и несколько лет спустя Зеани переехала во Флориду (Florida), где продолжила работать с талантливыми молодыми певцами.
В 2010 году, в знак признания ее 30-летней преподавательской карьеры, журнал 'Classical Singer' удостоил ее звания 'Учитель года'.