Этот человек либо сойдёт с ума или же возвысится, оставив всех нас далеко позади..."
Camille Pissarro
А случилось и то и другое. Когда Винсент Ван Гог умер 29 июля 1890 года, из его более чем 800 полотен (по некоторым данным общее число картин и набросков приблизительно 1700) было продано только одно.
Замечу, что такое количество работ было написано в период с 1877 по 1890 годы, а найболее плодотворный период выпадает на 1881 - 1890 годы (соответственно возраст Ван Гога 28 - 37 лет).
Жизнь этого человека была разрушена лишениями и творческими муками. А сам он называл свою жизнь как видимое последствие его художественных устремлений,"силы к творчеству".
Родился Винсент 30 марта 1853 года в маленьком голландском городке Гроот-Зюндерте в семье пастора. Вместе с пятью другими детьми он воспитывался в христианском родительском доме. Течение жизни здесь определялось крестьянским бытом. Видимо уже здесь зародилась та естественная любовь художника к природе.
Молодой Винсент отличался странностью, но несмотря на это не было повода предполагать в нем большого художника, кем он впоследствии стал.
В 16 лет он поступает на службу в гаагский филиал парижской фирмы по продаже произведений искусств Гупильи К; его дядя был одним из пайщиков этой фирмы. Почти 7 лет Ван Гог пытается оставаться верным этой профессии, живя частично в Лондоне и Париже. Он считал, что продает сомнительные картины той публике, которая видела в искусстве прежде всего репрезентацию своего общественного положения и взглядов.
Но вскоре, в результате стечения многих обстоятельств, начинается пробуждаться его собственная природа и обычное течение буржуазной жизни становится для него тесным, а работа в фирме - невыносимой и Винсент возвращается в родительский дом.
Выросший в окружении пасторской семьи он пытается найти себя в жизни и внутренне смутно чувствует своим призванием профессию воспитателя. В 1876 году 23-летний Ван Гог становится помощником учителя в англиканской школе в Рамсгите (Англия). Позднее он переселяется в Лондонское предместье Айлворт, где впервые знакомится с человеческой нищетой рабочих кварталов Лондона. Это производит на него сильное впечатление. Религиозные представления все более определяют существо Винсента и он принимает решение полностью посвятить себя профессии проповедника после того, как окончилась неудачей его попытка стать книготорговцем.
В Амстердаме (Ван Гогу 23 года) он готовится к поступлению на богословский факультет и уже тогда одновременно постоянно подавляет в себе растущее стремление к рисованию; уже в Англии Винсент робкими карандашными штрихами пытался нарисовать церковь. Но и в намерении учиться Ван Гог терпит поражение, он сталкивается с трудностями непривычного для него учения и в том, что он "весь университет, что касается богословства, воспринимает как обманное хозяйство, как рассадник фарисейства".
1878-1879 июль: Винсент (ему 25 лет) бросает учебу и пытается использовать последнюю возможность и поступает в миссионерскую школу в Брюсселе. Но миссионером его не назначают и Ван Гог на свой страх и риск едет проповедовать в Южную Бельгию в центр добычи угля. Винсент поражен бедностью, тяжестью и жестокостью эксплуатации простых людей. Он посвящает себя уходу за нуждающимися в помощи, исповедуя раннехристианскую любовь к ближнему, пытается улучшить их положение и протестует против бесчеловечности системы угнетения человека. Власть имущие угрожают ему сумасшедшим домом. Ван Гог ощущает свою беспомощность в противостоянии.
Через некоторое время он получает место проповедника в Ваме, но вскоре церковное начальство освобождает его от этой должности, так как его безграничное усердие представляется опасным чиновникам церкви.
После короткого пребывания в Брюсселе он возвращается в Боринаж (Южная Бельгия), где проводит зиму 1879-1880 гг., иногда без постоянной крыши над головой. Первоначально как смутное желание к рисованию теперь осознается Винсентом (ему 27 лет) как понимание своего художественного призвания, он начинает рисовать и принимает решение стать художником.
1880-1881 Винсент едет в Курьер, где живет Жюль Бретон. В родительском доме он сталкивается с непониманием планов его дальнейшей жизни. После возвращения в Боринаж он продолжает лихорадочно рисовать (начиная с 4 часов утра) все что видит и охвачен стремлением к поиску правды.
Октябрь 1880 - апрель 1881: Винсент живет в Брюсселе. Настойчиво и методически он работает, знакомится с художником Антоном ван Раппардом ( переписка до 1885 г.).
По некоторым данным Ван Гог имел довольно необузданный нрав и вел весьма беспокойную жизнь: много пил, ссорился и дрался.
Лето 1881 года он (28 лет) проводит в родительском доме в Этене. В это время он посещает в Гааге художника Антона Мауве, своего дальнего родственника, пообещавшего дать Ван Гогу несколько уроков техники рисования.
Винсент ухаживает за своей кузиной Кей Вос, просит ее руки, но получает отказ. Дальнейшее пребывание в родительском доме становится невозможным и он едет в Гаагу.
1882 - 1883 Винсент (30 лет) посвящает все свое время совершенствованию художественного мастерства и порывает со всеми нормами буржуазного общества. Душа его исполнена горячей любовью к страдающему человеку. Он принимает у себя беременную женщину с улицы с намерением жениться на ней, что приводит к скандалу в семье. Винсент продолжает непоколебимо работать. Он рисует все, что видит, люди его окружения служат ему моделями. Одновременно он сильнее начинает заниматься живописью. Брат Тео оказывает ему материальную поддержку и посылает ему ежемесячно 150 франков. Все старания Ван Гога жить с женщиной и ее детьми как человек среди людей терпят поражение и в сентябре 1883 года Винсент едет в Дренте. Он очень страдает от одиночества, условия существования его чрезвычайно тяжелые и в декабре Винсент принимает решение ехать к родителям в Нюэнен.
Ему 30 лет, здесь он сильнее всего почувствовал свою непричастность к обществу, которое с недоверием относится к его поведению. Он не может жить своей работой, не приспособлен к реальной жестокой жизни. Современники равнодушны к его творчеству. Ван Гог расстроен: "из-за порочности общества многократно перемешались отношения между добром и злом".
1884 - 1885 Винсент пишет и рисует в Нюэнене женщин, крестьян, работающих у дама и на поле. Под влиянием Делакруа он занимается учением о цвете. Его примером становится художник крестьянских мотивов Милле. Он принимает решение написать пятьдесят голов крестьян; Работы Винсента не пользуются спросом. 26 марта 1885 года умирает отец. Осенью же этого года отношения с семьей (с матерью и сестрами, за исключением старшего брата) накаляются до предела. Так как пребывание в Нюэнене становится все более трудным, Винсент принимает решение переехать в Антверпен и поступает в академию искусств. Но уже вскоре он признается своему старшему брату Тео, что "мелочные придирки людей для него часто невыносимы" и Винсент убеждает брата на переезде в Париж и прибывает туда в марте 1886 года.
Здесь за два года возникло более 200 полотен. Но за это время Винсент понял: Париж был только промежуточной остановкой, а не целью, к которой стремился художник по приезде сюда. В общении с выдающимися художниками того времени, с Писсарро, Сезанном, Тулуз-Лотреком и Гогеном, для него многое стало ясно, он понял некоторую общность их интересов, но официальная художественная жизнь в этом городе утомляла его, она мешала его художественному чувству, стремящемуся к внутренней правде.
Зимой 1888 года он уезжает на юг Франции, в Арль. Уже в апреле он сообщает брату: "Я нахожусь в состоянии постоянной рабочей лихорадки". Винсент пишет беспрерывно, не находя времени даже для еды: цветущие фруктовые деревья в садах, людей, лодки у моря, дома, пейзаж.
Нужда, невозможность зарабатывать живописью на хлеб возбуждают в нем сомнения о подлинном смысле своей жизни. Он пытается успокоить себя лишь пониманием собственного художественного призвания и отстаивать свое "право на живопись", ведь "причина писать, бог знает, у меня есть".
В этот период жизни Ван Гог стремится к пониманию творческого процесса. В соответствии со своим стремлением преувеличения существенного, он смелее пользуется цветом, чтобы "выразить себя еще сильнее". Это уже не локальный цвет, "а цвет, который внушает возбуждение, страсть, темперамент"
В Арле вновь возбуждается желание работать с другими художниками. Он пытается убедить других художников, в первую очередь Поля Гогена, в плодотворности совместного творчества. 23 октября 1888 года Гоген приезжает в Арль, Винсент украсил снятый им "Желтый домик" изображениями подсолнечников. Вместе они работали не более 2 месяцев, даже за это короткое время все сильнее выступают непреодолимые противоречия между обоими большими художественными индивидуальностями. Скопившееся напряжение разряжается 23 декабря в бурный спор, Винсент угрожает другу действием, а самому себе, в состоянии высшего эмоционального возбуждения, ножом калечит ухо. Этот случай привлек внимание провинциального городка и глубоко повлиял на жизнь Ван Гога. Он сознает то, что несколько месяцев ранее писал в одном из писем: "...новых художников, бедных и одиноких, рассматривают как сумасшедших..., из-за этого они становятся ими в действительности, во всяком случае в социальной жизни."
Сильнее, чем когда-либо, осознает Ван Гог в оставшиеся полтора года жизни несовместимость собственного существования с окружающим миром, в котором "материальное заняло место морального". В начале 1889 года (ему 36 лет) он проводит некоторое время в больнице в Арле, а затем по собственному желанию из-за опасения окончательно сойти с ума ложится в лечебницу в Сен-Реми. "Я работаю из необходимости, чтобы не страдать внутренне, чтобы развеяться", - писал он уже в Арле. Чтобы избежать депрессий, он пытается сосредоточить внимание на живописи. Винсент пишет на природе картины, наполненные грозящим состоянием, но их мощная красочность свидетельствует о несломленной творческой воле. Ограниченный в свободе передвижений, он копирует произведения любимых им мастеров : Делакруа, Домье и Милле. И он подчеркивает :"В работе у меня совершенно ясная и спокойная голова, мазки кисти подчиняются мне и благоразумно следуют друг за другом."
Но уже через год его терпение приходит к концу, "мне необходим воздух, должно наступить изменение", пишет он брату. Появляется возможность переехать на север, в Овер-сюр-Уаз, под присмотр доктора Гаше, живущего там врача и любителя искусств.
Еще раз Винсент пытается с отчаянием подчинить свою жизнь обычным жизненным обстоятельствам. Через Париж, где он посещает любимого брата, его жену и сына, Ван Гог едет на север, прибывая туда в мае 1890 года и снимая комнату в гостинице. Он работает здесь под наблюдением доктора Гаше, где уже два десятилетия до этого вместе работали Сезанн и Писсарро, и создает за два оставшихся для жизни месяца более пятидесяти произведений.
"Но взгляд на будущее" затемняется все сильнее, "я не вижу перед собой счастливого будущего" приходит он к заключению. Силы его на исходе - "Что делать?" - спрашивает он в последнем письме к брату. Это письмо он носит в кармане, когда 27 июля в поле он стреляет себе в грудь в сердце. О готовности к самоубийству Винсент писал за год до этого брату: "Это тот пункт, который нам позволяет протестовать против общества и защищаться."
Но смерть скорой не оказалась, пуля попала в ребро и сердце не задела. Художник, зажимая рану рукой, самостоятельно вернулся в приют и лег. Был вызван врач, а присутствующие отметили, что рана не вызывала у Ван Гога физического страдания, как будто он не был чувствителен к боли. Ночью следующего дня он умер.
Заметка, появившаяся в местной газете после смерти Винсента, гласит: "В воскресенье, 27 июля, некий Ван Гог, 37 лет, голландский подданный, художник, временно в Овере, выстрелил в себя на поле из револьвера и вернулся, будучи лишь раненым, в свою комнату, где он через два дня умер."