В 1960-х и 1970-х Винисиуш продолжил сотрудничество со многими известными певцами и музыкантами, в том числе с Баденом Пауэллом (Baden Powell). Вместе с Жобимом в 1962-м он написал, пожалуй, самую известную песню в жанре босса-новы, 'Девушка из Ипанемы' ('Garota de Ipanema').
Маркуш Винисиуш да Крус де Мелу Мораиш (Marcus Vinícius da Cruz de Melo Morais) родился 19-го октября 1913-го, в пригороде Рио-де-Жанейро, Бразилия (Rio de Janeiro, Brazil). Сын Лидии Крус де Мораес (Lydia Cruz de Moraes), домохозяйки и пианистки-любительницы, и Клодоалду Перейры да Силвы Мораес (Clodoaldo Pereira da Silva Moraes), сотрудника мэрии, а также поэта и гитариста-любителя.
В 1916-м он вместе с семьей сменил несколько мест жительства в центральном квартале Ботафого (Botafogo), где учился в начальной школе Afrânio Peixoto Primary School. В 1920-м, благодаря его деду по линии матери, Мораиш стал членом масонской ложи. В 1922-м его родители, шокированные восстанием форта Копакабана, переехали в другой пригород, а сам Маркуш остался с дедом, чтобы продолжить образование, только на выходные и на праздники приезжая к родителям. Там он познакомился с различными музыкантами, включая композитора Бороро (Bororó).
После первого причастия в 1923-м, начиная с 1924-го, Мораиш учился в средней школе Сент-Игнатус (St. Ignatius School), где пел в приходском хоре и начал писать коротенькие театральные скетчи вместе с двумя одноклассниками. Подружившись с братьями Паулем (Paul) и Гарольдо Тапажосом (Haroldo Tapajos), он сочинил свою первую музыкальную композицию, выступив с ней на вечеринке друзей. В 1929-м Винисиуш окончил школу и поступил на юридический факультет Университета Рио-де-Жанейро (UFRJ), в студе
нческие годы познакомившись с эссеистом и будущим писателем Октавио де Фариа (Octavio de Faria), лидером группы правых католиков.
После университета Мораиш опубликовал два первых поэтических сборника под неофициальной редакцией Фариа. Непростая, груженая риторикой символистская поэзия, прежде всего, была сфокусирована на католическом мистицизме и поиске средств погашения сексуального искушения. Напряженность в отношениях между Винисиушем и Октавио из-за гомосексуального влечения Октавио привела к охлаждению их взаимной дружбы. Фариа даже пытался покончить с собой из-за неразделенной любви к Маркушу.
В 1936-м Мораиш выпустил свой третий сборник под названием 'Ариана, женщина' ('Ariana, a Mulher'). В этом же году он получил работу киноцензора от Министерства образования и здравоохранения. Через два года Винисиуш выиграл стипендию на изучение английского языка и литературы в Оксфордском Университете (Oxford University). В этот период он отстаивал свободный стих и белый стих, тогда как еще господствовала старомодная поэтическая программа обучения, уважающая традиционные формы и метрическое стихосложение.
Благодаря этому Маркуш позднее был признан одним из наиболее видных представителей 'поколения 45-го', как называли различных бразильских модернистских писателей, которые начали издавать свои труды в 1930-х и 1940-х. Винисиуш передавал свои глубокие чувства и весьма субъективные настроения, в основном, касаясь плотск
й любви и используя в любовной поэзии десятисложный стих, частично заимствованный у Камоэнса (Camões).
Находясь в Англии, Винисиуш написал сборник 'Новые стихи' ('Novos Poemas') и женился 'по доверенности' на Беатрис Асеведо де Мелло (Beatriz Azevedo de Mello), которая родила ему Сусанну де Мораес (Susana de Moares) и Педро (Pedro). В 1941-м Мораиш вернулся в Бразилию, работая кинокритиком в газете 'Утро', и был сотрудником литературного журнала 'Климат'. Он провалил первый тест на прием на дипломатическую службу в Министерство иностранных дел, но в 1943-м добился положения вице-консула в Лос-Анджелесе (Los Angeles).
Затем вышел его сборник стихов 'Пять элегий' ('Cinco Elegias'), книга 'Стихи, сонеты и баллады' ('Poemas, Sonetos e Baladas') и еще два произведения – 'Книга сонетов' ('Livro de Sonetos') и 'Новые стихи-II' ('Novos Poemas II'). В 1950-х Мораиш продолжал работать на бразильскую консульскую службу; в 1951-м он женился на Лиле Марии Эскуэрдо Боскони (Lila Maria Esquerdo e Bôscoli), которая родила от него двоих детей. В 1953-м вышла запись первой самбы на стихи Мораиша.
В 1954-м Винисиуш написал пьесу 'Орфей из Консейсао' ('Orfeu da Conceição'), принесшую ему победу на конкурсе драматургии в Сан-Паулу (São Paulo) и повлиявшую на его мировую известность. По этой пьесе, в основу которой легла история Орфея и Эвридики, Марсель Камю (Marcel Camus) снял фильм 'Черный Орфей' ('Orfeu N
egro'), выигравший Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале и 'Оскар' в номинации 'Лучший зарубежный фильм года'.
В процессе работы над пьесой Винисиуш начал сотрудничество с Антониу Карлушем Жобимом (Antônio Carlos Jobim), приведшее к рождению альбома 'Песня слишком сильной любви' ('Canção do Amor Demais') певицы Элисет Кардозу (Elizete Cardoso). Этот релиз помог Жуану Жилберту (João Gilberto), участвовавшему в записи двух песен, стать крупнейшим исполнителем за всю историю босса-новы.
В 1960-х и 1970-х Винисиуш продолжил сотрудничество со многими известными певцами и музыкантами, в том числе с Баденом Пауэллом (Baden Powell). Вместе с Жобимом в 1962-м он написал, пожалуй, самую известную песню в жанре босса-новы, 'Девушка из Ипанемы' ('Garota de Ipanema').
Во время чистки в Министерстве иностранных дел Мораиш был отправлен в отставку в 1969-м, в возрасте 55 лет. Когда он узнал, что чистка была направлена против 'гомосексуалистов и пьяниц', то в шутку заявил, что его алкоголизм – это достояние общественности. Долгое время страдая от пристрастия к спиртному, плохого здоровья и пребывания в реабилитационных клиниках, перемежая это с различными кутежами, 66-летний Мораиш умер в своем доме в Рио-де-Жанейро, 9-го июля 1980-го, на глазах своей уже восьмой жены, Гильды де Квейрос Маттосо (Gilda de Queirós Mattoso).
Сотни исполнителей со всего мира записали более 400 песен Винисиуша