Винченцо Соспири был первым наставником Виталия Петрова в Европе. В составе «Евроновы» гонщик провел несколько сезонов в младших классах, и итальянец, быть может, как никто другой знает первого российского пилота «Формулы-1». В прошлую пятницу в Спа – еще до ошибки Петрова в квалификации – итальянец говорил о сильных и слабых сторонах пилота «Рено», посетовал на недостаток у бывшего подопечного картингового опыта и сравнил его с молодым Дэймоном Хиллом. Сравнение получилось – не в пользу последнего…
– По большому счету, я даже не думаю, что у него есть слабые стороны. Есть проблема. В начале карьеры ему очень не хватало опыта. Когда он приехал в Европу, у него за плечами не было картинга. Ему приходилось очень много работать, чтобы наверстать упущенное. Но я не могу назвать это его слабой стороной. Так сложилось. Отсутствие каритинговой школы замедлило его прогресс, но он все равно пробился в «Формулу-1». Про сильные стороны можно говорить намного дольше. В первую очередь, это его характер. Он всегда остается спокоен, держит эмоции под контролем. И в то же время, он расслаблен и никогда не торопит время. Он знает, что ему нужно, может быть, чуть больше времени, чтобы сделать все правильно. Но, когда от него потребуется максимум – все будет в порядке. Другим, чтобы пройти свой лучший круг, нужно нащупать ритм, нужна серия. У Петрова – все по-другому. Он может пробовать, искать, работать, при этом время на круге никогда не будет близко к максимуму. Но как только это потребуется – он сделает то, что нужно. Даже если это последние минуты квалификации, даже если это решающая попытка – он соберет все, что знает воедино. Другим нужен ритм. Для него же все просто – он запрыгнет в машину и покажет свой максимум. Это природный талант.
И все же иногда кажется, что чего-то ему по-прежнему не хватает. Почему картинг настолько важен?
– Он развивает талант. Делает ощущения от пилотирования такими же естественными, как от ходьбы. Сейчас, конечно, роль картинга уже не так велика. Раньше не так много зависело от техники – разницу мог сделать пилот, теперь очень большая часть успеха – это машина. В любом случае картинг, в первую очередь, важен, потому что там у тебя просто нет возможности думать. В медленных поворотах скорость карта в средней части поворота выше, чем у любой другой машины. Даже, чем у «Формулы-1». Я сам был картингистом, гонялся против Шумахера. И тот стиль пилотирования, что есть у лучших пилотов, он сохраняется на протяжении всей карьеры. Когда я сейчас смотрю на Михаэля, я все еще вижу того молодого парня. Те же траектории, та же работа с педалями. Это касается и Хаккинена, и других пилотов. В картинге они заложили базу.
Создается впечатление, что Петрову очень важно хорошо знать трассу, чтобы добиться результата…
– Мне кажется, это лишь впечатление. Я уже говорил, он не стремится ехать быстро сразу же. Ему нужно время, чтобы все изучить. В 1991 году моим напарником в «Формуле-3000» был Дэймон Хилл. Я помню, мы приехали в Мюджелло, и он уже на третьем круге в тренировке разбил машину. Он пытался проехать скоростной поворот полным газом. Но было еще очень рано, он просто не знал, как это сделать. С Виталием такого никогда не произойдет. Если другие хотят сразу же поехать быстро, то Петров будет ждать и учиться. Он не паникует из-за времени на круге в начале сессии. Разница между просто талантливыми пилотами и успешными в том и состоит, что последние понимают, что невозможно всего добиться сразу.
Недостаток тестов в «Формуле-1» все еще сказывается, или после десяти гонок мы уже вправе требовать от него результатов?
– «Формула-1» – это топ-уровень. Здесь столько вещей, которые необходимо знать – вы даже не можете себе этого представить. Любому пилоту нужно время освоиться. Даже Михаэль Шумахер, сейчас уже семикратный чемпион мира, не начал выигрывать сразу. Ему потребовалась пара лет, чтобы адаптироваться полностью. Ты можешь знать, что ты талантлив – это очень помогает, – но чтобы выбраться на новый уровень, необходимо время. Каждый уик-энд, каждая тренировка или квалификация – это отдельная история. Каждый день в «Формуле 1» тебе приходится сталкиваться с новыми и новыми обстоятельствами, и опыт помогает быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Опыт никогда не бывает лишним.
Если бы вы были его боссом сейчас…
– Не знаю… Для меня он всегда был как младший брат. Я много помогал ему в начале карьеры. Научил его многим вещам. Я с самого начала видел, что он очень талантлив. Сейчас у него отличный шанс показать себя. Я бы никогда не добился чего-то подобного. У него великолепная команда, сконцентрированная только на гонках, у него отличный напарник. В GP2 выбор команды также был хорош. Он оставался в одном коллективе очень долго, и смог заставить в себя поверить, мотивировал людей.
И все же… Если бы вы были его боссом сейчас. После гонки в Венгрии можно сказать, что он заслужил право остаться в этой команде и в следующем году?
– Я думаю, он заслужил право быть пилотом «Формулы-1» и до Венгрии. Он достаточно быстр, чтобы быть здесь, и ему просто нужно время на адаптацию – столько же времени, сколько было у всех. Единственный пилот, которому не потребовалось времени – это Льюис Хэмилтон. Но у него сразу же была фактически чемпионская машина. И то он выиграл титул на второй год. Он великолепный гонщик, но на протяжении всей карьеры у него была лучшая машина, в каком бы чемпионате он не выступал.
Но в «Формуле-1» у него был очень сильный напарник...
– Но иметь сильного напарника – это благо. Я знаю, некоторые гонщики могут сломаться. Конкуренция с кем-то опытным и сильным может убить их. Потому что они будут всегда пытаться догнать, и если не получится сделать это быстро, они сломаются. Но если ты хочешь учиться, если ты понимаешь, что у человека, что сидит в такой же машине, можно учиться, то надо просто работать. Даже если все вокруг говорят, что он сильнее. Ты знаешь, почему он быстрее, ты понимаешь, чтобы догнать – нужно время. Виталий спокойно работает, он понимает, что происходит, он умный гонщик. И у него все будет отлично.