Вим Вендерс известен не только как режиссер со своим авторским почерком, но и как успешный сценарист, продюсер и фотограф. Огромное влияние на его творчество оказали немецкий и французский кинематограф, а также музыка, к которой режиссер относится с особым трепетом. Фильм Вендерса и очаровывающая, захватывающая дух музыка – понятия неразделимые. Как-то режиссер признался, что если бы не рок-н-ролл, он стал бы простым адвокатом.
Вим Вендерс появился на свет в Дюссельдорфе, Германия, 14 августа 1945 года. Его отец был уважаемым врачом, а мать занималась домашним хозяйством. В 1963 году Вендерс закончил школу и на протяжении четырех семестров изучал психологию, социологию, медицину и философию в Дюссельдорфе, Фрайбурге и Мюнхене. Уже в юношеские годы Вендерс увлекся кино и решил выучиться на кинорежиссера. Однако его попытка поступить в парижскую киношколу окончилась неудачей: он не смог пройти жесткий отбор.
Вим Вендерс начал работать в гравюрном ателье, а в свободное время посещал французскую синематику, где познакомился с историей немецкого и французского кино. В 1967 году он поступил в Мюнхенскую школу кино и телевидения. В киношколе Вим Вендерс снял свои первые короткометражные фильмы, а
также полнометражный – 'Лето в городе' (1970), который стал его дипломной работой.
Вим Вендерс дебютировал в кино картиной 'Страх вратаря перед одиннадцатиметровым', снятой в 1972 году по повести Петера Хандке. В будущем режиссер неоднократно будет обращаться к творчеству этого писателя. Совместными усилиями Вендерса и Хандке (он написал оригинальный сценарий) был создан второй фильм 'Ложное движение', получивший шесть национальных кинопремий. Триумф этой кинокартины заставил обратить на молодого режиссера внимание немецких кинокритиков.
В 1976 году вышел фильм 'С течением времени', который получил хорошие оценки на Каннском кинофестивале и был коммерчески успешным. В том же году была снята картина 'Американский друг' по роману 'Игра Рипли' Патриции Хайсмит.
Посмотрев этот фильм, режиссер Фрэнсис Форд Коппола предложил Виму Вендерсу заняться съемками кинокартины 'Хэммет'.
Производство фильма 'Хэммет' сопровождалось одними неудачами. Съемки картины постоянно откладывались по разным обстоятельствам, поэтому Вендерс решил не терять времени и снял документальную ленту 'Кино Ника' (1979) о режиссере и своем друге Николасе Рэе, который умер от рака. Когда работа над 'Хэмметом' возобновилась, Вендерс неожиданно поссорился с Копполой из-за финала картины. Коппола уволил Вендерса и нанял нового сценариста.
'Положение вещей' (1980) стал самым необычным фильмом режиссера из его ранних работ. Идея создать картину о проблемах съемочной группы пришла неожиданно, была создана за рекордно короткое время и вообще не имела сценария. Что удивительно, эт
от чисто экспериментальный фильм получил 'Золотого льва' на Венецианском кинофестивале, тогда как 'Хэммет' был принят в Каннах довольно прохладно.
Звездный час Вима Вендерса наступил в 80-е годы, когда он снял лучшие свои фильмы. Одним из таких является фильм 'Париж, Техас' (1984), в котором снялась молодая звезда Настасья Кински. Название картины происходит от небольшого техасского городка Париж, затерянного в бескрайних просторах Америки. Фильм, рассказывающий о странствиях немолодого бродяги Трэвиса, часто сравнивают с фильмом Джармуша 'Мертвец', который имеет такое же неспешное повествование и похожее гитарное сопровождение.
В США фильм приняли прохладно, тогда как в Европе он имел оглушительный успех. На премьере в Каннах зрители апл
одировали стоя, а жюри единогласно присудило Вендерсу 'Золотую пальмовую ветвь'. Позже картина стала культовой и оказала огромное влияние не только на кино, но и на музыку. Две шотландские группы 'Travis' и 'Texas' взяли названия в честь фильма, а ирландская группа 'U2' заявила, что альбом 'The Joshua Tree' был создан под впечатлением от картины Вендерса. Курт Кобейн неоднократно называл 'Париж, Техас' своим любимым фильмом.
В 1987 году Вим Вендерс вместе с писателем Петером Хандке снял еще один шедевр – фильм 'Небо над Берлином'. В 1993 году вышло продолжение картины 'Так далеко, так близко'. Фильм рассказывает о двух ангелах Кассиэле и Дамиэле, которые вынуждены вечно жить в мире спокойствия и свободы. Дни они проводят, наблюдая за смертными и читая их мысли. Влюбившись в акробат
ку Марион, ангел Дамиэль выбирает земную жизнь, с ее несовершенством и всеми слабостями.
Картина имела колоссальный успех, а Вим Вендерс получил 'Золотую пальмовую ветвь' за режиссуру. Он посвятил эту работу своим любимым режиссерам Ясудзиро Одзу, Андрею Тарковскому и Франсуа Трюффо. Фильм примечателен не только глубоким философским подтекстом, но и потрясающим музыкальным сопровождением Юнгера Книпера и Ника Кейва. Интересно, что в роли самих себя в фильме снялись Питер Фальк (старый-добрый лейтенант Коломбо) и Ник Кейв, а во второй части – Михаил Горбачев.
Среди последних работ Вендерса стоит отметить 'Отель Миллион долларов' (2000) с Мелом Гибсоном и Миллой Йовович в главных ролях. Фильм не имел большого коммерческого успеха, но был удостоен 'Серебряного
медведя' на кинофестивале в Берлине.
В 2008 году вышла картина 'Съемки в Палермо', в которой режиссер отдал дань своему увлечению фотографией. Также он является автором документальной киноленты 'Клуб Буэна Виста' (1999) о знаменитом сообществе латиноамериканских музыкантов.
Свою личную жизнь Вим Вендерс никогда не скрывал. У него было много женщин, а последней его избранницей стала Доната Шмидт, с которой режиссер познакомился на съемках картины 'Так далеко, так близко'.
Вендерс известен также своим увлечением рок-музыкой и сотрудничеством со многими музыкантами, среди которых Боно, Брайан Ино, Лу Рид и Ник Кейв. Режиссер неоднократно повторял, что только благодаря рок-музыке он смог почувствовать себя личностью и понял, что у него есть право мечтать, наслаждаться и что-то делать