Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна (Президиум РАН, 1999).
Знаков Виктор Владимирович (21.08.1950, Каунас). Психолог. Окончил факультет психологии ЛГУ (1974). Квалификация: психолог. Кандидат психологических наук (1978). Доктор психологических наук (1996).
Профессор кафедры общей психологии психологического факультета (1997). В Московском университете читает спецкурс «Психология понимания»
Первый зам. директора Института психологии РАН (2000). Член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ (1999–2002). Член редколлегий журнала «Человек» и «Психологического журнала» РАН.
Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна (Президиум РАН, 1999).
Область научных интересов: психология понимания, мышления, личности. Теоретически и экспериментально обосновал существование психологии понимания как самостоятельного направления общепсихологических исследований. На больших выборках испытуемых (участниках войны в Афганистане, агрессивных подростках, субъектах с выраженными проявлениями манипулятивного поведения и макиавеллизма личности) осуществил развернутый анализ понимания как процесса и результата мышления человека; выявил четыре основных условия возникновения понимания и четыре формы его проявления в сознании; экспериментально доказал, что психологические механизмы понимания непосредственно связаны с определенными чертами личности, особенностями нравственного сознания и мировоззрения субъекта. Провел первое в мировой психологической науке систематическое исследование, посвященное анализу русских и западных культурно-исторических и научно-психологических традиций в понимании истины и правды. Теоретически и экспериментально обосновал положение о том, что истина является логико-гносеологической категорией, а правда – психологической. Изучил внутренние и внешние условия, которые способствуют процессу превращения в сознании человека гносеологической истины в психологическую правду. Проанализировал моральные, психологические, социальные аспекты формирования различных типов понимания правды и функционирования истинных и неистинных сообщений в ситуациях общении людей. Провел теоретико-экспериментальное исследование русских и западных традиций в понимании лжи: ее рассмотрения с субъективно-нравственной точки зрения (ложь как нравственное или аморальное деяние лгущего субъекта, искажающего истину) и с морально-правовой (ложь – нарушение прав обманываемого человека).
Тема кандидатской диссертации: «Мнемические компоненты целеобразования в мыслительной деятельности». Тема докторской диссертации: «Психология понимания в познании и общении».
Опубликовал около 100 научных работ.