Беседа с руководителем проекта MoneyNews.ru Виктором Захарченко состоялась 28 ноября 2007 года.
Добрый день. Расскажите, пожалуйста, историю появления MoneyNews.ru. Когда и почему вы решили создать проект?
-В первой ипостаси проект родился на домене moneyblog.ru осенью 2005 года. На тот момент это была моя частная инициатива как интернет-журналиста, много внимания уделявшего рынку электронных платежей.
Проект быстро вырос из коротких штанишек и уже через пару месяцев получил стратегического инвестора в лица крупного центра по обмену электронных валют - ONLINECHANGE (http://www.onlinechange.com). В январе 2006 года сайт уже в новом формате был запущен по адресу moneynews.ru, а на старом домене мы вскоре запустили блог о персональных финансах.
Если же возвращаться к причинам запуска - в Сети на тот момент ощущался недостаток такого компетентного источника информации, консолидирующего сведения ото всех участников рынка. Спрос на такой контент существовал, осталось прийти и занять нишу. Конечно, статус лидера мы обрели постепенно, отвоевав его у общетематических ИТ-изданий.
Вот в About проекта MoneyNews.ru вы отмечаете: "отечественные СМИ освещают тему виртуальных платежей... лишь частично". А в чем это выражается? Почему это является проблемой? Ситуация как-то меняется?
-Целевая аудитория нашего проекта, его бизнес-составляющей (В2В) - слишком узкий сегмент аудитории рунета. Да, мы знаем, что нас активно читают во всех компаниях - участницах рынка электронных платежей. Но в реальности это не больше 200 человек, тогда как существовавшие на тот медиа-ресурсы стремились к намного более масштабному охвату. Если на сегмент электронных платежей и обращалось внимание, то чаще всего это происходило в двух случаях: действительно важные события или статистические данные либо же скандальные истории. Считаю, что нам удалось сломать такое стереотипное восприятие этого бизнеса. В том числе и за счет плодотворного сотрудничества со многими изданиями, куда наших редакторов регулярно приглашают в качестве консультантов, пишущих авторов и колумнистов. К примеру, в нашем активе есть опыт сотрудничества с изданиями "КоммерсантЪ-Деньги", "Ведомости", "Банкир.ру".
Ориентировались ли вы при разработке MoneyNews.ru на какие-то зарубежные проекты? Каким вы стараетесь делать проект?
-Мы стараемся делать упор на компетентность в освещении аспектов этого "денежного" рынка. На Западе подобную нишу занимает ресурс paymentsnews.com. Не скажу, что мы всецело копируем его формат, но часто используем как глобальные наработки, так и локальные информационные поводы. В частности, не так давно мы ввели практику по поддержке новых книг по нашей теме, уже наладили сотрудничество с таким авторитетным автором как Артем Генинк: MoneyNews будет информационным спонсором нового издания его книги.
Растет ли в рунете популярность данной темы - виртуальные платежи? Становятся ли пользователи более грамотными в данном вопросе?
-Я бы скорее отметил тот факт, что растет спрос на качественную информацию и аналитику. Это ощущается, в первую очередь, в работе онлайн-изданий, которые уже не гоняются за дешевыми сенсациями, а стремятся давать больше информации по тематике мобильных платежей, новых решениях в онлайновом банкинге, нюансам безопасности при оплате в интернете. Пользователи сами помогают в ломке многих стереотипов, мы же лишь насыщаем этот спрос предложениям, активно отслеживая потребности аудитории и запуская все новые форматы подачи материалов.
Конечно, растет и общая грамотность. В частности, из общениями со специалистами по безопасности мы сделали вывод, что в Росии все меньше становится доля тех пользователей, которые теряют средства в интернете, купившись на мелкие предложения аферистов или проигнорирвав элементарные средства по защите своих персональных данных.
По вашему мнению, в данный момент вопросы по виртуальным платежам освещаются в рунете достаточно широко и объективно?
-Если вы заметили - мы охотно ретранслируем на сайте публикации из сторонних источников. Наш отдел мониторинга постоянно ищет в Сети интересные материалы, доля которых в СМИ постепенно растет. Растет и качество таких публикаций, ляпы в работе неспециализированных изданий случаются все реже. Если мы такие и замечаем, то стараемся обращать внимание в частном общении с авторами. Наша задача - не просто быть лидером на фоне серой массы. Нам интересен рост всего информационного поля.
Можете ли вы выделить конкурентов MoneyNews.ru?
-Прямых конкурентов у издания нет. Есть узко-тематические проекты, как, например, лента новостей на сервисе casher.ru, освещающая только сегмент ЭПС. Мы не стараемся во что бы то ни стало опубликовать какую-то информацию первыми, хотя все чаще MoneyNews получают эксклюзивные материалы еще до их официального разглашения. Повторюсь, мы делаем упор на компетентное освещение информационных поводов. Уверен, что сегодня большинство интересующихся темой, увидев публикацию о каком-то событии на стороннем сайте, все равно идет за подробностями к нам. Мы всячески стараемся поддерживать это реноме самого компетентного источника данных.
Как бы вы охарактеризовали MoneyNews.ru в нескольких определениях?
-Могу попробовать даже тремя отдельными эпитетами: компетентно, официально, подробно. Именно так мы работаем с информацией.
Какие задачи стоят перед MoneyNews.ru?
-Глобальную цель я уже обозначил выше - создание в рунете качественного информационного поля по теме всех видов электронных платежей. Наш инвестор получает от этого непрямую выгоду, утверждаясь в статусе одного из ключевых игроков рынка. Фактически, ONLINECHANGE никогда не старались насытить наш сайт только своей рекламой или "утопить" конкурентов - посмотрите как широко у нас представлена информация о рынке "обменников", регулярно публикуется информация о событиях главного конкурента ONLINECHANGE - сервиса ROBOXchange (http://roboxchange.com). Компетентность не может существовать без объективности.
Сайт MoneyNews.ru уже успел получить какие-то награды/премии?
-Скажу, наверное, банальную вещь, но ключевой наградой для нас является признание рынка, партнерские отношения со всеми его участниками - мы открыты для информационного сотрудничества со всеми компаниями. Если же говорить о непосредственных наградах, то в этом году мы уже были номинированы на РОТОР от сообщества интернет-деятелей ЕЖЕ, а непосредствыенно в данный момент вступаем в "сражение" в финале РОТОР++ (http://ezhe.ru/POTOP++/).
Были ли изменения в дизайне MoneyNews.ru по сравнению с первыми месяцами жизни сайта? Планируются ли в ближайшем будущем?
-Фактически с января 2006 года сайт подвергался лишь косметическим доработкам. Но новая версия уже давно назрела, и мы искренее надеемся представить на суд наших читателей в январе-феврале 2008 года.
Сколько человек работают над поддержкой MoneyNews.ru?
-Команда пишущих авторов, штатная редакция насчитывает 5 человек. Одновременно мы сотрудничаем с десятком колумнистов, активность которых меняется от месяца к месяцу. Мы стараемся регулярно привлекать компетентных экспертов со стороны.
Каким образом вы формируете ленту новостей? Как вы определяете, достойна ли новость публикации?
-Критерии отбора достаточно субъективны. Для нас важен интерес к новости наибольшего числа читателей из рядов нашей целевой аудитории. В ближайшее время мы планируем запуск сервиса пресс-релизов, куда участники рынка смогут публиковать свои новости самостоятельно.
К каким темам на MoneyNews.ru чувствуется повышенный интерес читателей?
-Здесь я бы отметил интерес к отдельным форматам. Наши разделы "Энциклопедия" и "Лаборатория" с первых дней были и остаются лидерами по популярности.
А среди отдельных тем на первом месте - "Платежные системы".
Могут ли читатели принимать участие в наполнении MoneyNews.ru?
-Мы регулярно пробуем в качестве колумнистов наших наиболее активных читателей. Кроме того, на сайте уже работает сервис отправки новостей через веб-форму. Чаще всего через нее отправляют официальные пресс-релизы, но нередко встречаются и интересные авторские материалы, инсайд.
Сталкивается ли MoneyNews.ru с проблемой воровства контента? Как пытаетесь с этим бороться?
-Нас перепечатывают давно, много и регулярно, если можно применить все эти три эпитета вместе. Чаще всего на нас добросовестно ссылаются как на источник информации (у нас при использовании заимствованных материалов это правило работает "по умолчанию"), но случаются и экземпляры обычного воровства - через RSS весь наш контент загружается в сплоги. Если честно, мы даже не стараемся бороться с такими "воришками" - поисковые системы, как правило, умеют определять автора оригинального контента, ну а людей уж точно не обманешь.
Как хорошо налажен контакт с оффлайн-компаниями, занимающимися "платежным бизнесом"? С какими участниками этого рынка вам хотелось бы расширить сотрудничество?
-Мы открыты для сотрудничества со всеми участниками рынка. И преференций отдельным сегментам рынка нам делать не хотелось бы. Хотя сейчас чувствуется спрос на информацию о банковских услугах, и мы намерены более активно освещать эту тему - надеюсь, при непосредственном участии банков.
Сотрудничает ли MoneyNews.ru с какими-то другими сайтами?
-В той или иной форме у нас налажен контакт с другими "денежными" ресурсами. Не скажу, что сотрудничество слишком плотное, но чаще всего нам удается найти понимание в обсуждении точек соприкосновения. Надеюсь, что в следующем году мы сможем уделить больше внимания этому аспекту работы.
Каким образом в настоящее время раскручивается и рекламируется MoneyNews.ru?
-Мы покупаем целевой трафик через "Яндекс.Директ" и поисковые системы, а также регулярно выступаем информационными спонсорами крупнейших тематических мероприятий.
Какова в настоящий момент посещаемость MoneyNews.ru?
-Регулярно в будни наш сайт посещают около 2000 человек. Еще около 5000 получают нашу рассылку и знакомятся с материалами ресурса через RSS.
Сколько на MoneyNews.ru зарегистрированных пользователей? Какие преимущества дает регистрация на сайте?
-Регистрацию мы открыли сравнительно недавно - для работы с комментариями на сайте. На данный момент в базе 600 зарегистрированных пользователей. В новой версии сайта возможностей у зарегистрированных пользователей будет намного больше, но пока не хотелось бы раскрывать карты.
Можно ли говорить о портрете посетителя MoneyNews.ru? Какой он?
-По данным (http://toodoo.ru/blog/6/index) сервиса toodoo, у нас доминирует мужская аудитория. Львиную долю активных читателей составляют москвичи, что объясняется концентрацией в столице компаний рынка электронных платежей. Среди возрастных групп наиболее представлены 25-30 (35%) и 20-25 (32%). Так что можно говорить, что нас читает опытное поколение интернетчиков, как правило, уже имеющее свой бизнес-опыт в Сети.
Можно ли говорить, что MoneyNews.ru - прибыльный проект? За счет чего?
-Да, сайт давно преодолел точку безубыточности и вышел на прибыльность.
Активно раскупается медийная реклама. В следующем году мы планируем увеличить доход от информационных услуг.
Можно ли узнать еще немного о планах проекта MoneyNews.ru?
-Все они в той или иной форме уже обозначены в предыдущих ответах. Если же говорить глобально, то мы не намерены менять выбранный изначально курс. Наша миссия - предоставленние качественного информационного контента по теме электронных платежей. Указанные критерии - компетентно, официально, подробно - останутся ключевыми в нашей работе и в будущем!