Популярные личности

Виктор Ванслов

Действительный член и член Президиума Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ
На фото Виктор Ванслов
Категория:
Дата рождения:
1923-05-16
Место рождения:
Вятка, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

В 1950 году В.В. Ванслов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Музыка как отражение действительности» в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, в 1964 году – докторскую диссертацию на тему «Синтез искусств в оперном спектакле» в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского. С 1973 года он является профессором.


Родился 16 мая 1923 года в городе Вятке, в семье педагогов. Отец – Ванслов Владимир Владимирович, кандидат филологических наук, доцент. Мать – Ванслова (Фесечко) Мария Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент.

С 1933 по 1939 год В.В. Ванслов жил с родителями в городе Калинине (ныне Тверь), учился в общеобразовательной и музыкальной школах, посещал детскую студию изобразительного искусства. В то время он равно увлекался рисованием и игрой на рояле, но сначала победила музыка. В 1939 году юноша переехал в Москву и поступил на теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Московской консерватории, которое окончил за полтора года и в конце 1940 года был принят на историко-теоретический факультет Московской консерватории.

В 1941 году, в начале войны, В.В. Ванслов был признан негодным к военной службе по зрению и вместе с родителями уехал в эвакуацию в Барнаул, где поступил на факультет русского языка и литературы Барнаульского педагогического института, который окончил в 1944 году. После этого он вернулся на историко-теоретический факультет Московской консерватории, который окончил с отличием в 1948 году. В 1946–1947 годах В.В. Ванслов учился в аспирантуре Института философии Академии наук СССР в секторе эстетики.

Таким образом, уже в годы учебы определились разносторонность и широта образования В.В. Ванслова. Это могло бы привести к некоторой неопределенности и разбросанности, чего, однако, не случилось не только потому, что всюду он учился на отлично и стремился усваивать предметы глубоко, но и потому, что сумел найти для литературы, музыки, изобразительного искусства некое объединяющее их начало. Им стала эстетика, которой В.В. Ванслов увлекался и изучал ее особенно серьезно и которая на первых этапах стала основой его творческой работы.

Трудовая деятельность В.В. Ванслова началась в 1947 году. В 1947–1948 годах он, учась, уже преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище при Московской консерватории. В 1948–1950 годах был старшим редактором книжной редакции издательства «Музгиз», в 1950–1958 годах – младшим, а затем старшим научным сотрудником сектора эстетики Института философии АН СССР. В 1955–1957 годах по совместительству преподавал эстетику в Московской консерватории.

Начав трудиться в области музыки и эстетики, В.В. Ванслов не порывал и с изобразительным искусством. Вольнослушателем изучал некоторые курсы на искусствоведческом отделении Московского университета (у Ю.Д. Колпинского, А.А. Федорова-Давыдова, Г.А. Недошивина), посещал выставки и мастерские художников, имел обширные связи в художественной среде. Поэтому в своих книгах по эстетике «Содержание и форма в искусстве» (М.: Искусство, 1966) и «Проблема прекрасного» (М.: Политиздат, 1957) он в равной мере опирался на литературу, музыку и изобразительное искусство, а читая лекции по эстетике в коллективе Большого театра СССР, приобщился к его репертуару и с 1956 года стал писать рецензии на оперные и балетные спектакли.

В 1958 году В.В. Ванслов ушел из Института философии и до 1963 года работал лектором по эстетике, критиком в области музыкального театра и театрально-декорационного искусства во Всероссийском театральном обществе. Он объездил почти все музыкальные театры страны, где читал лекции, проводил обсуждения спектаклей, писал рецензии, участвовал в теоретических конференциях.

В этот период В.В. Ванслов особенно тщательно изучал балет. Он не только посещал и рецензировал балетные спектакли, но и присутствовал на репетициях, наблюдал занятия в балетных училищах, изучил всю имеющуюся литературу о хореографическом искусстве.

Результатом деятельности В.В. Ванслова во Всероссийском театральном обществе стали обобщившие эту деятельность книги «Опера и ее сценическое воплощение» (М.: ВТО, 1963), «Изобразительное искусство и музыкальный театр» (М.: Советский художник, 1963), «Художник Вадим Рындин» (М.: Советский художник, 1965), «Художник Симон Вирсаладзе» (М.: Советский художник, 1969), «Балеты Григоровича и проблемы хореографии» (М.: Искусство, 1968, 2-е изд. 1971) и др.

С 1963 года В.В. Ванслов трудится в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Здесь в 1963–1973 годах он был заведующим отделом теории, в 1973–1988 годах – заместителем директора по науке, а с 1988 года является директором этого института.

За последние годы по инициативе и при деятельном участии В.В. Ванслова в институте поднята роль научных направлений по видам искусств, созданы новые исследовательские отделы: древнерусского искусства, отечественного искусства ХХ века, дизайна, а также редакционно-издательский отдел. К работе в институт был приглашен ряд талантливых ученых, и сегодня здесь трудятся 20 докторов и 35 кандидатов наук, шесть ведущих ученых избраны в Российскую академию художеств.

Ведя административную работу, В.В. Ванслов главное внимание уделяет работе научно-творческой. Он участвует во многих коллективных трудах института, систематически выступает со статьями в прессе и выпустил ряд книг по эстетике, изобразительному искусству, балету. Важнейшие из них: «Эстетика романтизма» (М.: Искусство, 1966), «Всестороннее развитие личности и виды искусства» (М.: Советский художник, 1963; 2-е изд. 1966), «О станковом искусстве и его судьбах» (М.: Изобразительное искусство, 1972), «Прогресс в искусстве» (М.: Искусство, 1973), «Изобразительное искусство и проблемы эстетики» (Л.: Художник РСФСР, 1975), «Изобразительное искусство и музыка» (Л.: Художник РСФСР, 1977; 2-е изд. 1984), «Эстетика. Искусство. Искусствознание» (М.: Изобразительное искусство, 1983), «Что такое искусство» (М.: Изобразительное искусство, 1988), «Статьи о балете. Музыкально-хореографические проблемы балета» (Л.: Музыка, 1980), «В мире искусства» (М.: Знание, 2003), «Отзвуки минувшего. Искусство и жизнь в прошедшем веке» (М.: Знание, 2004), «Портреты – воспоминания» (2004), «Постижение искусства» (М.: Знание, 2005), «Образы искусства» (2006) и др.

Виктор Владимирович Ванслов – один из той плеяды искусствоведов ХХ столетия, которые своими трудами внесли выдающийся вклад в отечественную науку об искусстве. За пять десятилетий верного служения искусству и искусствоведческой науке им написано и издано 20 фундаментальных исследований, подготовлено свыше 700 статей по вопросам эстетики, изобразительного искусства, театрально-декорационного искусства, хореографии, оперного театра, музыки в различных энциклопедиях, справочно-библиографических изданиях, сборниках научных работ, альбомах, каталогах, специализированных журналах, газетах, на телевидении, радио и иных средствах массовой информации.

В.В. Ванслов – один из авторов и редакторов таких фундаментальных изданий, как пятитомная антология «Памятники мировой эстетической мысли» (М.: Искусство, 1967–1970), книги «Пути развития русского искусства конца XIX – начала XX века» (М.: Искусство, 1972), «Модернизм. Анализ и критика основных направлений» (М.: Искусство, 1-е изд. 1969; 2-е изд. 1973; 3-е изд. 1980; 4-е изд. 1987), «Художники-передвижники» (М.: Изобразительное искусство, 1975) и др. Много творческих сил вложил ученый в издание панорамного исследования – 2-томного альбома «Императорская Академия художеств».

Значителен вклад В.В. Ванслова в создание различного рода словарей и энциклопедий. Он автор ряда статей в «Кратком словаре по эстетике» (М.: Просвещение, 1983) и словаре «Эстетика» (М.: Политиздат, 1989), энциклопедических словарях «Юный художник» (М.: Педагогика, 1983), «Юный музыкант» (М.: Педагогика, 1985), «Юный зритель» (М.: Педагогика, 1989), в энциклопедиях «Москва» (М.: Советская энциклопедия, 1980), «Балет» (М.: Советская энциклопедия, 1981), «Русский балет» (М.: Согласие, 1997), в интернациональной энциклопедии «Танец» (Нью-Йорк, 1988), а также в «Кратком словаре терминов изобразительного искусства» (М.: Советский художник, 1965) и в терминологических словарях «Пластические искусства» (М.: Пассим, 1-е изд. 1994; 2-е изд. 1995) и «Аполлон» (М.: Эллис-лак, 1997).

В последние годы В.В. Ванслов увлекся проблемами использования в художественном творчестве и искусствоведческой науке новых информационных и мультимедийных технологий. Им написан ряд работ методического и методологического плана, в институте усилиями его сотрудников создается информационно-поисковая система «Российская академия художеств» со времени ее создания в XVIII веке и до наших дней.

В 1950 году В.В. Ванслов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Музыка как отражение действительности» в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, в 1964 году – докторскую диссертацию на тему «Синтез искусств в оперном спектакле» в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского. С 1973 года он является профессором.

В.В. Ванслов состоит членом сразу трех творческих союзов: Союза композиторов – с 1951 года, Союза театральных деятелей (бывшее ВТО) – с 1961 года и Союза художников – с 1965 года. Он член ряда Ученых советов и Художественных советов в Академии художеств и в других учреждениях. Он участвовал в создании журнала «Балет» в 1981 году и с тех пор является членом редколлегии этого журнала.

В 1973 году В.В. Ванслов избран членом-корреспондентом Академии художеств, в 1988 году – действительным членом, в 1998 году – членом ее Президиума. С 1984 года В.В. Ванслов – заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Он награжден орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а также медалями.

Живет и работает в Москве.



Поделиться: