Популярные личности

Виктор Сувиров

Командир эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка
На фото Виктор Сувиров
Категория:
Дата рождения:
1919-04-29
Место рождения:
с. Мурмино, Рязанская, Россия
Дата смерти:
1988-12-18
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Капитан В. И. Сувиров совершил 122 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя и сбил 14 самолётов противника. Особо отличился в боях за освобождение Польши. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Родился 29 Апреля 1919 года в селе Мурмино, ныне Рязанской области, в семье рабочего. Жил в Москве. Окончил 7 классов неполной средней школы. В 1934 году окончил фабрично - заводское училище ( ныне ГПТУ № 6 в Москве ), учился в аэроклубе. Работал токарем на заводе "Красный пролетарий". С 1937 года в ряах Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года. Проявив мужество и высокую боевую выучку, уничтожил в воздушных боях 2 вражеских самолёта лично и 1 в группе с товарищами.

На фронтах Великой Отечественной войны с Апреля 1943 года. Сражался на Северо - Кавказском, Южном и 4-м Украинском фронтах.

К Февралю 1944 года командир эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) Капитан В. И. Сувиров совершил 122 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя и сбил 14 самолётов противника. Особо отличился в боях за освобождение Польши. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС, командовал полком. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. В 1950 - 1954 годах был депутатом Верховного Совета СССР. С 1958 года Полковник В. И. Сувиров - в запасе. Жил в Краснодаре, работал оператором в ВНИИ нефтехимии. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, 18 медалями ( в том числе 1 польской ).

* * *

Когда началась Великая Отечественная война, Виктор Иванович Сувиров уже имел опыт воздушных сражений: в боях на Халкин - Голе он сбил 3 вражеских самолёта. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 1 личную и 1 групповую победы )

Он родился в 1919 году в Рязанской области. Отец, Иван Сергеевич, был активным участником Октябрьской революции и одним из первых руководителей партийной организации. Он умер в 1921 году. Мать осталась с 5-ю малолетними детьми.

В 1928 году они переехали в Москву. Там в 1934 году Виктор окончил 7-летку и поступил в школу ФЗУ при заводе "Красный пролетарий". Работал и учился в аэроклубе, который окончил в 1937 году. Взлетев в небо, больше не представлял себе жизни без него. В 1938 году окончил Борисоглебскую школу лётчиков - истребителей. В том же году Младший лейтенант Сувиров начал свою службу на Дальнем Востоке в 47-м истребительном авиационном полку.

Первое боевое крещение Виктор Сувиров получил в боях у реки Халхин - Гол. В Июле 1939 года эскадрилья лётчиков - добровольцев под командованием Майора Попова прибыла в Монголию. В их числе был и он. В те дни, там велись тяжёлые воздушные бои, в которых с обеих сторон участвовало до 100 - 150 самолётов.

В начале Августа эскадрилья в составе 18 самолётов вылетела на прикрытие наших наземных войск. В районе прикрытия вступили в бой с двумя десятками японских И-96. В ходе боя порядок наших звеньев рассыпался и в трудной обстановке наши лётчики оказывали помощь друг другу.

Находясь на высоте 1000 метров, Сувиров заметил, что внизу, почти на бреющем полёте И-96 заходит в хвост нашему самолёту. Он мгновенно бросился на выручку. Сделав полупереворот и с пикированием под углом 40 - 50 градусов разогнал скорость "Ишачка" до 550 километров, приблизился к японцу на 50 метров, дал длинную очередь и поджёг его. Лётчик выпрыгнул с парашютом, приземлился в районе наших войск и был взят в плен.

Сувиров снова пристроился к своим и продолжал бой. Он продолжался около 40 минут. Лётчики эскадрильи сбили 6 вражеских самолетов.

Виктор оценил прекрасные данные нашего истребителя И-16, понял на что способен "Ишачок", управляемый хорошим лётчиком. Вечером подводились итоги боевого дня и здесь Виктор узнал, что самолёт, который пытался сбить японец, пилотировал Капитан Филиппов.

- Спасибо, Витя, за то, что спас мне жизнь, - сказал Филиппов и трижды по русскому обычаю поцеловал Сувирова.

Эта похвала заслуженного лётчика была его первой наградой. В дальнейшем в воздушных боях Капитан Филиппов всегда был рядом с Сувировым.

Однажды, 15 самолётов под командованием заместителя командира эскадрильи Старшего лейтенанта Мырмылова прикрывали наземные войска. На высоте 2000 метров внезапно со стороны солнца они были атакованы 12-ю японскими И-95. Один наш самолёт был подбит, его пилот удачно приземлился в расположении своих войск. Наши лётчики сумели оценить обстановку и инициатива скоро перешла к ним. Бой длился 20 минут. Почти вся группа японских самолётов была уничтожена, сбито 18 самолётов И-95, одного из них в групповом бою сбил Сувиров. Только двум японцам удалось незаметно уйти от наших истребителей.

В небе Монголии Сувиров совершил только 10 боевых вылетов, но результаты были внушительными. Он сбил лично 2 истребителя И-96 и в группе один И-95. Так началась боевая биография будущего героя.

После событий в районе реки Халхин - Гол он снова служил в Приморье, в 5-м истребительном авиаполку, вначале командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи. В конце 1942 года ему присвоили звание Старшего лейтенанта и назначили на должность командира авиаэскадрильи, лётный состав которой вскоре был направлен в Новосибирск и вошёл в состав 15-го истребительного авиаполка.

* * *

...Весна 1943 года. Враг, отступая с Северного Кавказа, упорно сопротивляясь, цеплялся за каждый рубеж. От города Темрюк по Кубани, через станицу Крымская до Новороссийска немцы построили так называемую "Голубую линию" - крупные инженерные сооружения с бетонированными ходами сообщений, дотами, рвами, минными полями. Каждый участок обороны пристрелян, защищён зенитными средствами ПВО.

26 Мая наши войска начали наступление, целью которого был прорыв "Голубой линии" противника. В воздух поднялись сотни самолётов. Небо полосуют пулемётные трассы, от разрывов бомб и снарядов стонет земля. По 6 - 7 раз в день лётчики поднимаются в небо, к вечеру валятся с ног от усталости, от нервного перенапряжения, а на рассвете следующего дня снова уходят в бой...

Вот уже несколько дней на южной окраине Новороссийска идут ожесточённые бои за плацдарм. Клочок земли на Мысхако стонет в кромешном аду огня и железа. Эскадрилье Старшего лейтенанта В. И. Сувирова была поставлена задача: охранять десант "Малой земли".

12 истребителей Як-7 под командованием Виктора Сувирова находилась уже над целью, когда со станции наведения передали, что с запада идут 40 бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Их нужно было перехватить... Сувиров быстро оценил обстановку и принял решение: группе Быкова атаковать бомбардировщиков, а ему - связать боем "Мессеры".

Шестёрка "Яков" Виктора Сувирова полезла на высоту, чтобы выбрать удобный момент для нападения. А шестёрка Владимира Быкова атаковала бомбардировщиков с ходу и сбила сразу 3 "Юнкерса". Это было так неожиданно, что противник даже не успел организовать оборону. Однако при выходе из атаки на группу Быкова набросились 12 Ме-109. Трудно пришлось бы нашим лётчикам, но в этот момент на подмогу им пришёл Сувиров. Его группа свалилась с высоты, как лавина. Враг, не ожидая ловушки, увернуться от огня не успел. Три "Мессера" загорелись с первой атаки. Воспользовавшись замешательством врага, Быков снова ринулся на бомбардировщики. Ещё 3 бомбовоза врезались в землю.

Бой разгорался. Немецкое командование стало наращивать силы. Подходилии всё новые группы бомбардировщиков и истребителей...

Виктора Сувирова и Михаила Барабанова атаковали 4 истребителя. Виктор увернулся от пулемётной очереди, но предупредить об опасности своего напарника не смог - отказал радиопередатчик. Самолёт Барабанова загорелся, начал падать... Через несколько секунд от горящего "Яка" отделился лётчик, раскрылся парашют.

- Жив, дружище ! - обрадовался Виктор, но к парашютисту сразу же кинулись немецкие истребители. Сверкнули трассы. Виктор бросился на выручку, отсёк их атаки. Барабанов упал на нейтральной полосе. Сувиров прошёл бреющим над местом приземления, - лётчик лежал рядом с погасшим куполом парашюта...

Набрав высоту, Виктор вышел в район Анапы - там находился аэродром врага, на котором молодые немецкие лётчики проходили фронтовую стажировку. Увидел двух "Мессеров", идущих в плотном строю: очевидно, пилоты отрабатывали слётанность пары. Виктор подошёл сзади и атаковав, по очереди сбил ведомого, затем ведущего.

- Это вам за Мишу ! За моего погибшего друга !

Зенитчики открыли огонь, но было уже поздно: на бреющем полёте Виктор скрылся в складках гор.

А через 3 дня, весь укутанный бинтами, вернулся в полк Михаил Барабанов...

- Самая сильная спайка между людьми - это кровная спайка, - сказал командир полка Подполковник Николай Васильевич Исаков, глядя на обнимающихся друзей.

Михаил Степанович Барабанов скоро приступил к боевой работе, всего сбил 20 вражеских самолётов. После войны проживал в городе Фрунзе. В запас ушёл в звании Полковник.

* * *

После окончания боёв за Новороссийск, где Виктор Сувиров лично сбил 3 вражеских самолёта, полк участвовал в схватках над Днепром.

Их авиационный корпус, находясь в резерве Ставки Верховного Главнокомандования, вёл боевые действия на главном направлении войск 4-го Украинского фронта. Ставилась основная задача: в воздушных боях и штурмовыми ударами по аэродромам уничтожать авиацию противника, удерживать господство в воздухе, надёжно прикрывая наземные войска. Снова начались затяжные, тяжёлые бои. Но теперь лётчики имели хороший опыт боёв на Кубани и уверенно били врага.

...4 самолёта Як-9, ведомые В. Сувировым, вылетели на прикрытие наших войск в районе реки Миус. Над районом действий самолётов противника не обнаружили и углубились на 30 километров за линию фронта. Увидели большие группы Ju-88, в общей сложности - около 200. Их сопровождало почти столько же истребителей Ме-109F. Казалось бы, что может сделать четвёрка наших самолётов ? Но было правило у наших лётчиков: бить врага несмотря на численное превосходство. Они заняли выгодную позицию и зашли со стороны солнца.

- Атака ! - скомандовал Сувиров и сам пошёл на ведущего головной девятки "Юнкерсов".

Остальные лётчики вслед за командиром пошли в атаку. Два "Юнкерса" задымили и сбросили бомбы на свои войска в 10 километрах от линии фронта. Их примеру последовали остальные бомбардировщики.

Наши лётчики вертелись в этой массе вражеских машин и вели беспрерывные атаки. Они не смогли проследить падение сбитых ими самолётов, так как бой был непрерывным и невероятно напряжённым.

Бомбы, которые враги сбросили на свои же войска, выполнили нашу задачу в наступлении. Они разбомбили те войска, по которым наше командование собиралось нанести удар 150 бомбардировщиками и 200 штурмовиками, чтобы прорвать оборону. Оценив обстановку, командование фронта ограничилось 30-мунутной артиллерийской подготовкой и, прорвав оборону, наши войска вышли к реке Молочной.

Вскоре, командующий 5-й ударной армией Генерал Н. Э. Берзарин прислал на имя Сувирова телеграмму, в которой благодарил его и лётчиков звена за подвиг.

* * *

Счёт сбитых самолётов рос у В. И. Сувирова очень быстро. 2 Октября 1943 года армейская газета "Красный воин" в заметке "15 побед Капитана Сувирова" писала:

"28 Сентября Капитан Сувиров, прикрывая наземные войска в паре с Младшим лейтенантом Калашниковым, заметил 8 Ме-109, идущих к линии фронта. Пользуясь превосходством в высоте, Капитан пошёл в атаку. Меткие очереди двух наших "ястребков" достигли цели. На землю рухнули 2 "Мессершмитта".

30 Сентября шестёрка "Яков", ведомая Капитаном Сувировым, завязала бой с 6 "Мессерами". С дистанции 50 метров он сбил одного, а второго сбил его ведомый Борис Зуев. Остальные фрицы с резким пикированием удрали с поля боя.

Во втором вылете в тот же день Сувиров сбил ещё одного "Мессера". Это была его 15-я победа. Вернувшись с задания, командир эскадрильи В. И. Сувиров сказал: "Мой счёт будет расти до тех пор, пока не очистим советское небо от стервятников".

Вскоре в той же газете сообщалось, что эскадрилья Капитана Сувирова уничтожила столько вражеских самолётов, что их с избытком хватило бы на вооружение целого авиационного полка.

Часто, группой по 2 - 4 машины, лётчики эскадрильи Сувирова вылетали на "свободную охоту": истребляли немецкие самолёты прямо на аэродромах, обстреливали колонны автомашин, эшелоны с живой силой и техникой врага.

Вскоре Сувиров был награждён орденом Красного Знамени. Он пользовался уважением не только в полку, но и во всём корпусе. Веселый и жизнерадостный, он был дерзок и стремителен в бою, дрался отчаянно, презирая смерть. Он всегда искал врага, а когда находил, никогда не отступал, как бы ни был силён противник. Младший лейтенант Иван Дмитриев сказал о нем: "Летать под командой Сувирова - значит непрерывно учиться тактике боя и мастерству".

...Авиация противника резко активизировала свои действия. Наши лётчики летали на задания с рассвета и до заката. В один из таких дней в вечерних сумерках вылетел на задание Капитан Сувиров в паре со Старшим лейтенантом Барабановым. Перелетели через линию фронта и в 12-ти километрах от неё увидели две девятки Ju-88. Молниеносной атакой Сувиров и Барабанов сбили по одному "Юнкерсу". Строй врагов нарушился, и они сбросили бомбы на свои войска. Урон в наземных войсках противника на этом участке был настолько велик, что не потребовалась даже большая артиллерийская подготовка, и наши войска, перейдя в наступление, вытеснили немцев с занимаемых позиций.

Частые совместные полёты на боевые задания Сувирова и Барабанова выработали хорошую слётанность этой пары. Они понимали друг друга с полуслова. Их глубокое взаимное уважение сохранилось и в послевоенные годы.

Виктор Сувиров был не только замечательным воздушным бойцом, но и вдумчивым командиром. Он отлично организовал вверенную ему эскадрилью на выполнение боевых заданий и технический персонал - на обслуживание материальной части. Воспитывал людей в духе высокой требовательности и дисциплины. Волевой, энергичный командир постоянно передавал свой боевой опыт подчинённым, учил их тактически граммотному ведению воздушного боя. За 8 месяцев боевой работы Капитан В. И. Сувиров произвёл 122 боевых вылета, из них: на прикрытие наземных войск - 72, штурмовку аэродромов и коммуникаций противника - 10, сопровождение штурмовиков - 18, на разведку - 6, "свободную охоту" - 16. Провёл 32 воздушных боя, в которых лично сбил 12 самолётов противника.

* * *

В Марте 1944 года боевые действия эскадрильи Капитана Сувирова велись из засады с небольшой площадки на Келегейских хуторах.

В один из дней на свободную охоту Сувиров вылетел в паре с Барабановым. Над морем стоял туман и почти отсутствовала видимость. Они решили поохотиться на суше.

Над аэродромом Водопой в районе Николаева увидели два Ме-109, которые с большим углом пикирования шли в направлении аэродрома. Лётчики развернули самолёты и снизились, чтобы рассмотреть аэродром. Там плотно стояли бомбардировщики. Их было около 100. Убр

ав газ, пошли в атаку. С дистанции 100 - 200 метров открыли огонь из 37-мм пушек. Подожгли три Ju-88 на западной окраине аэродрома. Зенитки открыли ураганный огонь. Наши "Яки" буквально прижались к земле. В это время с аэродрома взлетели дежурные истребители. Сувиров и Барабанов, обойдя аэродром на 10 км севернее незаметно ушли от преследования.

В баках ещё было горючее и не израсходован боекомплект. Лётчики прошли над железной дорогой Николаев - Снегирёвка. На одном из перегонов заметили 3 идущих друг за другом железнодорожных состава. Огнём из пушек разбили паровозы. Барабанов сделал ещё один заход, и цистерна с горючим вспыхнула, как факел.

Через 2 километра на дороге увидели 15 автомашин с солдатами. Вдвоём стремительно пронеслись над колонной, поливая машины очередями. Загорелось 5 машин. Остальные остановились, и солдаты в панике убегали с дороги. Когда опомнились и открыли огонь из автоматов, наши "ястребки" уже летели над огромной балкой.

На бреющем полёте заметили в балке несколько автомашин и около 10 подвод, крытых брезентом. Набрали высоту 700 метров. Присмотревшись внимательно, Виктор заметил небольшое приземистое здание и вокруг него такие же крытые брезентом автомашины. "Вероятно склад" - подумал он.

Сувиров опустился на небольшую высоту и выпустил по складу всего 3 снаряда. Вдруг впереди его самолёта вспучился огромный столб огня. Страшная сила взрыва подбросила "Як" вверх и перевернула его. У Виктора заныло в позвоночнике и потемнело в глазах. Рули управления не повиновались. "Конец" - мелькнуло в сознании. Земля приближалась. Резким движением рулей удалось поставить самолёт в горизонтальное положение. Дал мотору форсаж и почувствовал, как самолёт потянуло вверх. Мотор ревел, самолёт, покачиваясь, как подстреленная птица, с трудом набирал высоту. Вскоре они приземлились на Келегейских хуторах.

За 15 дней действия в засаде лётчики его эскадрильи сбили 20 самолётов, а их командир - В. И. Сувиров лично сбил 9, из них 5 - трёхмоторных транспортных Ju-52.

* * *

Летом 1944 года 15-й ИАП принял участие в боях за освобождение города Орша. 27 Июня он был освобождён от оккупантов. В приказе Верховного Главнокомандования № 0182 от 6 Июля 1944 года сказано:

"15-му истребительному авиационному полку, отличившемуся в боях за овладение городом и оперативно важным железнодорожным узлом - Орша, присвоить собственное почётное наименование "Оршанский".

На митинге, посвящённом этому событию, лётчики полка поклялись бить врага ещё беспощаднее, приблизить час победы над захватчиками.

...Наступление стремительно развивалось, и вскоре начались военные операции по освобождению прибалтийских республик. Враги ожесточённо сопротивлялись. Они активизировали свои действия на земле и с воздуха.

В эти дни наши лётчики очень много летали, но никто не замечал усталости. До границы было рукой подать. Летали на разведку вражеских аэродромов, а потом наша авиация беспощадно уничтожала стоявшие там самолёты. Хорошо били врага и в воздухе. Они искали встреч с вражескими самолётами, а те уклонялись от таких встреч. Превосходство наших соколов над немецким воздушным флотом было бесспорным. Если в воздухе не оказывалось самолётов врага, наши лётчики уничтожали на земле войска, технику, транспорт, склады.

Утро выдалось тёплым. С рассветом уже находились в кабинах самолётов, ожидая сигнал на вылет, командир полка Подполковник Исаков с ведомым, Лейтенантом Денчиком и командир эскадрильи Капитан Сувиров с ведомым, Старшим лейтенантом Барабановым. Над землянкой командного пункта взвилась сигнальная ракета.

Взревели моторы, и четвёрка "Яков", ведомая Исаковым, поднялась в воздух. Внизу виднелись очертания населённых пунктов, город Вильнюс и река Вилия. Город застилал густой дым. В воздухе в это время не было вражеских самолётов, и лётчики рассматривали поля, сплетения шоссейных дорог, одновременно контролируя воздушное пространство.

Вскоре в наушниках послышалось сообщение наземной радиостанции о приближении шестёрки "Фоккеров". Наши самолёты приняли боевой порядок. Исаков и Денчик остались на высоте 3000 метров, а Сувиров и Барабанов поднялись выше на 500 метров.

- Впереди вижу "Фоккеров". Атакую ! - пробасил Исаков.

Спикировав, он приблизился к ведущей паре FW-190. Из ствола пушки командирской машины светящимся пунктиром полетели снаряды. Фюзеляж "Фоккера" окутало тёмное облако с отблесками огня.

- Один готов ! - раздался голос Исакова. - Бей тупоносых ! Виктор, атакуй !

Сувиров бросился к группе "Фоккеров". Расстояние между ними быстро сокращалось, вот - вот столкнутся... И в то же время из стволов пушки и пулемётов вырвались трассирующие пули и врезались в обшивку вражеского самолёта. "Фоккер", дымя, устремился к земле. Самолёты врага не были допущены к Вильнюсу.

21 Июля 1944 года в газете "Красноармейская правда" В. И. Сувиров писал:

"Как - то мы вышли в свободный полёт. Долго ходили, но воздушного боя завязать не удалось. В одном месте мы заметили аэродром, на котором находилось около 150 самолётов противника.

С 5000 метров наши самолёты снизились до 1000 метров. Навстречу вынырнул "Мессер", но заметив, что нас двое, поспешил уйти. Немцы никогда не принимали боя, если видели, что наших больше.

Не доходя до аэродрома километра 4, мы приняли угол планирования 15 - 20 градусов и открыли огонь, целясь вдоль линейки, на которой стояли самолёты. Над аэродромом взметнулось пламя. Два Ju-88 и один Ju-87 взорвались.

На максимальной скорости мы проскочили аэродром и только тогда начали стрелять немецкие зенитки. Они не успели причинить нам вреда.

...Внизу шёл немецкий эшелон. Пушечными очередями мы разбили паровоз. Он окутался облаком и остановился. После следующей очереди взорвались 2 цистерны с горючим. Километров через 15 наткнулись на второй эшелон и повторили штурмовку. Вначале разбили паровоз, а потом подожгли 3 цистерны.

На шоссе показались автомашины с пехотой. Мы снизились до предела и обстреляли колонну из пушек и пулемётов. После первого захода немцы начали соскакивать с машин. Мы зашли на второй круг, несколько машин запылало. На шоссе и обочинах лежали трупы немцев.

Отвернув в сторону, мы пошли вдоль реки. По реке шёл катер с немцами. Снаряд, выпущенный из моей пушки, попал в центр катера и он стал быстро тонуть. Вслед за катером шла большая лодка. Мы атаковали и её. После пулемётной и пушечной очереди она разломилась пополам. Это была последняя цель, уничтоженная нами во время штурмовки".

В этом вылете ведомым Сувирова, как обычно, был Михаил Барабанов.

* * *

Свои последние воздушные победы Виктор Сувиров одержал в победном 1945 году. 15-й ИАП активизировал боевые действия по освобождению Польши. К тому времени Майор В. И. Сувиров был назначен уже заместителем командира полка. Лётчики летали на разведку, прикрытие наземных войск, вели бои с самолётами противника. Впереди была Варшава, разрушенная до основания оккупантами.

За период с 22 по 28 Января лётчики 16-й Воздушная армии из - за тяжёлых условий погоды произвели 788 самолёто - вылетов, из них 325 - на прикрытие войск и 352 - на воздушную разведку. В 7 воздушных боях было сбито 7 вражеских самолётов. Победы в эти дни одержали лётчики 15-го ИАП Майор В. И. Сувиров, Старший лейтенант Н. А. Боровский и другие.

25 Января, выполняя задачу по прикрытию переправы через реку Одер западнее города Познань, группа "Яков" под командованием Сувирова встретила 8 FW-190, пытавшихся сбросить бомбы на понтонный мост. Лётчики атаковали вражеские самолёты, не допустили их к переправе. В этой атаке они сбили 5 "Фоккеров": 2 сбил командир звена Волков, 2 - лётчик Знаменский и 1 - Сувиров. Вернулись на базу без потерь.

Скупые строчки в историческом формуляре сообщают только о результатах вылета, но нужно себе представить сколько сил и энергии затратили лётчики в этом бою, чтобы не допустить врагов к переправе, каким лётным мастерством обладали они, уничтожив в бою 5 стервятников.

За образцовое выполнение боевых заданий командования по разгрому немецко - фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и отвагу 24 Января 1944 года Капитан В. И. Сувиров был представлен к званию Героя Советского Союза, а в Апреле того же года удостоен его.

12 Февраля 1945 в воздушных боях лётчиками 15-го истребительного авиационного полка было уничтожено 6 самолётов противника. Одну из побед вновь записал на свой боевой счёт Майор В. И. Сувиров.

13 Апреля полк перелетел на аэродром, расположенный на правом берегу реки Одер возле города Шведт. Перелетели вечером, чтобы враг не заметил и не подверг артиллерийскому обстрелу.

На следующий день над аэродромом появился вражеский разведчик Ме-110. Майор Сувиров немедленно поднялся в воздух, набрал высоту, осмотрелся. Разведчика не было. Он скрылся в облаках и ушёл. Сувиров продолжал патрулировать над аэродромом. Прошло около 40 минут. Вдруг услышал в наушниках: "Курсом 90 градусов за облачностью идут бомбардировщики противника".

Он дал газ и вскоре, пробив облака, увидел 9 Ju-88, идущих к аэродрому. Скрываясь в облаках подошёл на близкое расстояние и открыл огонь по ведущему. "Юнкерс" загорелся. От него отделились две бомбы крупного калибра, затем два парашютиста. Остальные Ju-88 развернулись и ушли. Ни одна бомба не упала на аэродром.

Сувиров вышел из облаков, чтобы проследить место падения "Юнкерса". У небольшого озерка увидел горящий Ju-88, а в полукилометре от него две большие воронки от сброшенных бомб.

Штурман и стрелок, выпрыгнувшие с парашютами, были взяты в плен, лётчик был убит в воздухе. На допросе выяснилось, что экипаж воевал с 1941 года. Это они бомбили Ленинград, Москву и другие наши города. Самолёт был оборудован локатором для обнаружения истребителей противника, но самолёт Сувирова он не обнаружил. Здесь на немецкой земле закончился бесславный путь этих завоевателей.

16 Апреля лётчики полка 6 раз поднималась в небо. К исходу дня на их счету было 6 сбитых самолётов.

Сувиров в паре с Барабановым так же вылетели на прикрытие наших войск. После пересечения линии фронта получили сообщение о приближении 20 FW-190. Увидев их, мгновенно пошли в атаку на ведущую группу. И сразу же на виду у наших наземных войск 2 вражеских самолёта вспыхнули и упали. Остальные беспорядочно сбросили бомбы и скрылись в облаках. За этот вылет Сувиров и Барабанов получили благодарность от командующего 16-й Воздушной армией Генерала С. И. Руденко.

Особенно напряжёнными были воздушные бои 18 Апреля - немецкие лётчики предприняли массированную попытку штурмовать наши наступающие войска. В течение дня лётчики 15-го истребительного авиационного Оршанского полка имени Ф. Э. Дзержинского совершили 159 боевых вылетов, провели 23 воздушных боя. Здесь под Берлином, господство нашей авиации было безраздельным. Противник не вступал в борьбу, если на его стороне не было численного преимущества. Нашими же лётчиками владел единый боевой порыв, они не считали врага, а искали его и уничтожали.

...По сигналу зелёной ракеты взлетели Сувиров, Барабанов, Моргунов и Молибожко. После взлёта по радио получили задачу: отразить налёт FW-190 на наши войска в районе Альтдам. В районе действий высота облачности 1000 метров, видимость 1,5 километра. Вверх поднимался дым от пожаров. Впереди увидели более 40 FW-190, штурмующих наши войска. Сувиров перестроил четвёрку в правый пеленг.

Наши истребители буквально врезались в группу "Фоккеров" и с первой атаки сбили 4 самолёта. Остальные рассыпались в разные стороны. Прошли несколько раз над расположением наших войск, но самолётов противника больше не обнаружили.

- Ведущий четвёрки, сообщите ваш позывной, - запросила станция наведения.

- Я - "Сокол-4", - ответил Сувиров.

- Подтверждаем 4 сбитых FW-190. Благодарим за чистую работу...

Этот разговор по радио слышало командование полка. Когда четвёрка возвратилась на свой аэродром, боевые товарищи поздравили их с победой.

За время войны Майор В. И. Сувиров совершил около 200 успешных боевых вылетов, провёл 50 воздушных боёв, в которых сбил 25 вражеских самолётов лично и 7 - в группе с товарищами. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 23 личные и 2 групповые победы ) Кроме того, он уничтожил на земле 10 бомбардировщиков, вывел из строя 6 паравозов, большое количество различной военной техники противника.

* * *

Мало кто знает, что несколько лет перед войной и в течение всей войны В. И. Сувиров был серьёзно болен, но успешно скрывал своё заболевание. С трудом вылезая из кабины после полёта, он старался казаться бодрым, шутил, улыбался. Если бы медики "докопались", немедленно отстранили бы его от лётной работы. Как же надо было любить небо, какое испытывать чувство долга, чтобы ценой таких страданий не только успешно воевать, но и совершать великие подвиги !

Когда умолкли последние залпы войны, Сувиров обратился за помощью к старшему врачу полка Майору медицинской службы Б. А. Соколову. По его докладу руководство полка решило немедленно отправить Сувирова на лечение в Москву.

За период с 23 Мая 1945 года по 16 Апреля 1946 года ему сделали 4 операции под общим наркозом и 6 - под местным. Немного подлечили, но вылечить полностью не смогли. Заключение медицинской комиссии гласило: "К лётной работе не годен, к военной службе - ограничение второй степени".

Сувиров вернулся в полк. Ему предложили штабную работу. Но не мыслил себя Виктор Иванович без полётов. Считал, что не всё ещё кончено. Он будет сражаться за свое место в строю, он готов снова перенести операцию. Обратился в госпиталь Группы Советских оккупационных войск в Германии.

Опытный хирург Подполковник медицинской службы Тищенко сделал операцию - последнюю. Оправдались надежды Сувирова. Через 28 дней после операции комиссия признала его годным к лётной работе, в том числе и в реактивной авиации. В должности заместителя командира 15-го авиаполка он опять летал, передавая свой опыт молодым.

В 1948 году В. И. Сувиров был назначен командиром 153-го Гвардейского истребительного авиаполка. Этот полк отставал по боевой подготовке. За полтора года там сменилось 8 командиров. Руководящие кадры в полку не имели достаточного опыта. Трудно было вначале Майору Сувирову исправлять положение. И здесь проявились его организаторские способности и большой опыт в лётной работе. В итоге полк, которым командовал Сувиров, занял по боевой подготовке за 1949 год 2-е место среди частей истребительной авиации и был направлен для переучивания на реактивные самолёты МиГ-15.

В 1950 году Виктор Иванович был избран депутатом Верховного Совета СССР по особому избирательному округу в Германии. Подготовив полк к выполнению поставленных задач, в том же году он поступил учиться в Военно - Воздушную академию.

Большое физическое и моральное напряжение в период войны и после неё отразились на сердце. Пришлось распрощаться с полётами. После окончания Военной академии в 1955 году Сувиров был назначен начальником штаба штурманских курсов в Краснодаре. Через два года здоровье ещё больше ухудшилось. С 1957 года Виктор Иванович стал трудиться в народном хозяйстве, жил в Краснодаре



Поделиться: