Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. “Виктор Ритов – Латвия!” Музыканты с блеском импровизируют, вызывая восторг публики. Так завершался несколько лет назад замечательный летний праздник – “Рижские ритмы”.
...Заключительный концерт фестиваля. На сцену Большой гильдии приглашается All Stars Band. Появляются джазмены США, Англии, Японии, Аргентины. Переполненный зал особенно горячо встречает молодого, стройного музыканта, идущего к фортепиано. “Виктор Ритов – Латвия!” Музыканты с блеском импровизируют, вызывая восторг публики. Так завершался несколько лет назад замечательный летний праздник – “Рижские ритмы”.
Могу смело утверждать: музыкант, которого я представляю – во всех отношениях самый яркий представитель "новой волны" латвийского джаза.
Когда Виктор назвал свой год рождения – 1972-й, я на секунду замер. Выходит, первые выступления на широкую публику латвийских джазовых музыкантов в кафе “Аллегро” в 71-ом, которые мне выпала честь организовывать, происходили в то время, когда мой собеседник еще не родился? Обстоятельство это меня позабавило, но, с другой стороны, еще больше подогрело интерес к музыканту, который родился и вырос в то время, когда “запретный плод” уже перестал быть сладким. Это, разумеется, сыграло свою роль. Я услышал рассказ профессионала, говорящего о джазе совершенно спокойно, как они говорят о любом другом музыкальном жанре.
Судьбу Виктора определила... бабушка. Педагог музыки в детском саду, в четыре года она усадила внука за пианино. А дальше все, как у детей трудолюбивых, усидчивых и, безусловно, талантливых: музыкальная школа, училище, консерватория. Обладая абсолютным слухом, он учился очень хорошо. На конкурсах отмечали: у мальчика замечательный тон. Однако не все давалось легко и просто. В училище в какой-то момент Виктору хотелось все бросить, но стало жаль годы, отданные музыке.
Виктор Ритов: Мне нравилась классическая музыка, – но из композиторов никого особенно выделить не мог. Бетховен, Бах, Моцарт нравились каждый по-своему. Джаз иногда слышал по радио. Но никакого трепета при этом не испытывал. Однако в училище многие интересовались джазовой музыкой. Поражало воображение, непривычное звукоизвлечение, ритмическая насыщенность, но главное – импровизации. Настоящий простор для творчества. Вскоре джаз начал и меня увлекать, и мы стали пробовать его играть. В училище нам никто ничего не запрещал, не грозился исключением, но говорили: «От джазового музицирования руки и голова страдают». Сегодня я понимаю, что педагоги берегли нас, зная о большой загруженности в учебе.
Ритов входил в джаз своим путем – спокойно и рассудительно. Вскоре он вступил в возраст, когда у молодого человека меняется многое: взгляды, вкусы, интересы.
Виктор Ритов: Как-то в нотном магазине купил пьесы Оскара Питерсона. Хотелось поиграть другую музыку. Когда подбирал “Гимн свободе”, в пустой класс вошла мой педагог. Я ожидал разноса, ведь меня оставили позаниматься дополнительно с одним сложным сочинением. Но неожиданно она вдруг очень хорошо отозвалась о Питерсоне, сказав: «Исполнять джаз не всем дано». Мне эта фраза запала в душу. А мне дано?
Позднее в процессе учебы Ритов с сокурсниками создает разные джазовые группы. Еще до поступления в Музыкальную Академию он много занимается вдвоем с саксофонистом Райво Сташансом. Молодые люди взаимно помогают друг другу, находят ноты с джазовыми темами, досконально все изучают. Виктор постоянно слушает джаз на грампластинках, на кассетах. Переписывает на магнитофон звезд джаза из радиопередач Ивара Мазурса.
Виктор Ритов: Помню огромный заряд энергии, полученный от грампластинки “Концерт у моря” с великим Эролл Гарнером. Как-то попал на концерт в рижский джаз-клуб, и на меня произвело незабываемое впечатление трио “Дискомфорт” Эрика Балодиса. Джаз продолжал интересовать все больше и больше. Кроме Сташанса много играл с саксофонистом Денисом Пашкевичем, барабанщиком Янисом Питансом. Занимался и в молодежном биг-бэнде Яниса Аболса. Много и серьезно работал, ведь появилась цель, и я хотел ее достигнуть. Мне повезло. На моем пути встречались замечательные музыканты. В 93-м познакомился с выступавшим в Риге датским басистом Нильсом Педерсеном, многолетним партнером Оскара Питерсона. Мы вместе играли во время джэм-сешн в Союзе композиторов. Но особенно запомнилась встреча с гитаристом Джоном Скоффилдом. В тот вечер, когда начался джэм-сешн, меня первые пригласили поиграть вместе с гостем наши именитые джазмэны – басист Ивар Галениекс и барабанщик Марис Бриежкалнс. Я ужасно волновался, но все прошло удачно. Понял это по одному взгляду Ивара.
Вскоре у Виктора, произошли события, окончательно определившие его путь в джазе. В 95-м он принимает участие в международном конкурсе джазовых пианистов в Вильнюсе. Программу исполнил удачно, и дебют Ритова отмечен призом “Симпатии публики”. Затем по программе международного обмена студентами Виктор уезжает на три месяца в Голландию и углубленно занимается джазовым образованием под руководством опытнейших педагогов из Голландии, США, Германии. В спокойной и, главное, доброжелательной обстановке проходят сложные и серьезные занятия по специальностям. Мастер-класс вел известный джазмэн афроамериканец Тедди Эдвардс. Учеба оказалась для Виктора бесценной школой. Он по-настоящему увидел в джазе неограниченные возможности для самовыражения.
Виктор Ритов: Через год я вновь участвую в вильнюсском конкурсе и получаю первое место. Все поразились, как всего за год мне удалось так стремительно вырасти в мастерстве. В тот год нагрузка у меня была просто невероятная. Ведь я еще и готовился к госэкзаменам в Музыкальной Академии. Вскоре опять отправился в Голландию: следовало закрепить полученные там знания. На заключительном экзамене, играя в квартете с голландскими музыкантами, а на тенор-саксофоне играл сам Тедди Эдвардс, я получил высокие оценки педагогов и специалистов.
Вернувшись домой, Ритов три года играет в биг-бэнде Volo Улдиса Себриса, поклонники не пропускают его концерты в джаз-клубах. Свела его судьба и с легендарным Раймондом Раубишко, который дал молодому музыканту много ценных советов. Из мировых звезд – кумир Кит Джаррет. От него Виктор старается перенять фразировку, туше... Много слушает Хэрби Хэнкока и полностью согласен с его постулатом: важнее сыграть не строго по нотам, а ненаписанное, то есть между нот. В игре Виктора определенно преобладают лирические настроения и ощущается влияние Билла Эванса.
Виктор Ритов: Да, мне нравятся баллады, и у меня две позиции: если исполняю балладу, наполненную глубокими чувствами, переживаниями, это IN, если играю боп или фьюжн – OUT. Однако исполнять баллады по сравнению с быстрыми вещами значительно сложнее. Играешь очень спокойно, темп замедленный, но все равно есть движение, каждая нота имеет смысл. Очень важен тембр, интонации, ощущение... Исполняя балладу, необычайно трудно на всем ее протяжении оставаться в одном настроении, выдержать и сохранить ее дух, душевный настрой.
Из международных проектов Ритову запомнилось выступление в All Stars Band на рижских "Ритмах лета". А в Дании он играет в Международном биг-бэнде, составленном из европейских музыкантов, представляющих 20 стран – один джазмэн от каждой страны. В прошлом году весной он принял участие в фестивале джазовых пианистов в Праге, а летом, третий год подряд, в составе квартета Мариса Бриежкалнса выступал на знаменитом Pori Jazz в Финляндии.
Виктор Ритов: В Пори, несмотря на присутствие мировых звезд, мы выглядели вполне достойно. Как всегда, много интересных исполнителей, звучит первоклассный джаз. Есть чему поучиться. Выступать на фестивалях такого уровня для музыкантов не только ответственно, но и необычайно важно, особенно если занимаешься джазом профессионально. Ты собран, сконцентрирован, играешь с полной отдачей и высказываешься на все сто процентов. В джаз-клубе все проще: отыграл программу и через час все забыл. И не потому, что играл неважно, а просто другая была концентрация. Но с другой стороны, для джазового музыканта при выступлении на любой сцене главное – захватить внимание публики, увлечь ее своими предельно откровенными импровизациями, делясь с нею важным, сокровенным. На фестивале в Пори понравились многие, хотя критерий оценки у меня всегда один, и он предельно жесткий: трогает ли меня музыка или нет, задела ли она мои чувства. И если да, "зацепила", тогда мне хочется еще больше узнать о музыкантах, послушать их СD… Вспоминаю, как несколько лет назад в зале Вагнера Игорь Бутман, в завершении своего концерта, пригласил на сцену выступить вместе с ним контрабасиста Ивара Галениекса и меня. А через час мы и Раймонд Раубишко уже играли с Игорем в клубе "Гамлет". И происходило что-то невероятное. От Бутмана шел такой напор, такая мощь и энергетика... Наш прибалтийский менталитет сразу стал пробуждатьс, и мы, как могли, старались включиться в этот невероятный водоворот... Всегда удача играть с музыкантом такого класса, и вот почему Бутман мне всегда интересен.
Значительное событие у Ритова и его партнеров произошло в этом году, в январе во Франции: в Каннах латвийский джаз впервые был представлен на всемирном форуме МIDЕМ. Настоящей музыкальной выставке-ярмарке, в которой принимают участие продюсеры, критики, звукозаписывающие фирмы, радио и телевизионные компании, издательства из многих стран, занимающиеся продвижением музыкальной продукции на мировым рынке. Их цель – прослушать музыку разных жанров, уловить новые тенденции и открыть новые имена, установить контакты, заключить договора. Музыканты играли на трех разных сценах в зависимости от жанра: джаз, рок и поп-музыка. В Каннах, как и в Пори, Ритов выступал с Денисом Пашкевичем (тенор-саксофон), Андрисом Грунте (контрабас), Марисом Бриежкалнсом (ударные) и Интарсом Бусулисом (вокал).
Виктор Ритов: Во Франции замечательно развита джазовая культура, и потому на концертах этого жанра всегда было много публики. Как ни странно, поп музыка в Каннах вызывала меньше всего интереса. Не знаю почему, но мы очень волновались перед выступлением, несколько раз меняли программу и в итоге сыграли композиции на темы латышских народных песен и три стандарта. Публика принимала хорошо, и все прошло более чем удачно. Нас хвалили, сразу завязались новые знакомства, предложения о сотрудничестве. А в аэропорту, когда мы улетали домой, к нам подошел солидный человек, представился продюсером из Италии, из Рима. Он нас узнал, осыпал комплиментами и выразил желание поработать вместе...
Кроме выступлений в клубах, на концертах и фестивалях Ритов уже около десяти лет занимается преподавательской работой. Сегодня он доцент Высшей школы педагогики и управления образованием, в которой проходит четырехгодичная программа подготовки джазовых специалистов. Ведет он занятия по предметам: "фортепиано", "импровизация", "ансамбль", "компьютер и музыка". А в Музыкальной Академии у Виктора курс – “джазовый класс”. За последние годы джазовое образование в Латвии заметно улучшилось. Уже после окончания музыкальной школы основы джаза можно получить в Rigas Doma Кora skola. Большое значение для молодежи имеют и мастер-классы, проводимые известными джазмэнами на "Рижских ритмах" и особенно на замечательном по своей атмосфере Саулкрастском джазовом фестивале. Значительным событием стали и проводимые с прошлого года конкурсы молодых джазовых исполнителей стран Балтии Sony Jazz Stage.
Виктор Ритов: Вы знаете, результаты учебы обнадеживают, у нас появилось интересная молодежь. Пианисты, гитаристы, барабанщики... Получив у нас фундамент в своей подготовке, наиболее талантливые уезжают продолжить образование в Америку и в другие страны. Но результаты учебы у нас могли бы быть значительно выше. Однако не все студенты понимают, сколько для этого надо проявить воли, сил и упорства, особенно при самостоятельных занятиях. Ведь иногда молодежь не может ответить даже на простые вопросы. Например, чем отличается стиль свинг от латино. Или назвать основные особенности российского джаза, который намного глубже и сильнее в подаче музыкального материала, чем, например, французский. Но они, к сожалению, внятно и конкретно ничего ответить не могут. И по технике игры у студентов проблемы. Так что им есть еще над чем работать.
В конце апреля по итогам года учебные заведения показали в отчетных концертах результаты джазового образования. Публика, в основном молодежь, проявила к выступлению своих сверстников небывалый интерес. И молодые музыканты старались показать все, на что способны. Замечательно играли в ансамбле, с необходимой страстью импровизировали. Запомнилась игра Гундарса Линтиньша (ударные), Зинтиса Жвартса (саксофон), Петериса Лиепиньша (бас-гитара), Норы Бите (гитара), Виктории Могилевской (фортепиано)... А сам Ритов, только вернувшись из Швеции после проведения мастер-класса в стокгольмской Музыкальной Академии, в начале мая убыл в австрийский Линц на семинар по обмену опытом джазового образования. А летом у него мастер-класс и выступления на неповторимом Саулкрастском фестивале. Там, пьянея от запаха сосен и моря, неделю общаясь с друзьями из разных стран, заряжаешься энергией на целый год.
Путь Виктора Ритова в джазе продолжается...