Старший лейтенант В. П. Миронов совершил 127 боевых вылетов, в 25 воздушных боях лично сбил 5 вражеских самолётов. Бомбово - штурмовыми ударами нанёс большой урон живой силе и технике противника. 13 Сентября им были уничтожены сразу 2 самолёта: пикировщик Ju-87 и истребитель Ме-109. 15 Сентября - бомбардировщик Ju-88. 6 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился в Ноябре 1918 года в деревне Тупичино, ныне Темкинского района Смоленской области, в семье крестьянина. После окончания 8 классов начальной школы приехал в Москву и поступил в ФЗУ Метростроя. С 17 лет занимался планеризмом в Московском аэроклубе. Работал слесарем, арматурщиком, одновременно учился в школе рабочей молодежи, затем на рабфаке. В 1937 году по специальному комсомольскому набору был направлен в Борисоглебскую военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1939 году.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён медалью "За отвагу".
С первых дней Великой Отечественной войны находился на Карельском фронте. Воевал в истребительной авиации. Был командиром звена, а затем авиаэскадрильи.
К Сентябрю 1941 года командир звена 145-го истребительного авиационного полка ( 1-я авиационная дивизия, 14-я Армия, Карельский фронт ) Старший лейтенант В. П. Миронов совершил 127 боевых вылетов, в 25 воздушных боях лично сбил 5 вражеских самолётов. Бомбово - штурмовыми ударами нанёс большой урон живой силе и технике противника. 13 Сентября им были уничтожены сразу 2 самолёта: пикировщик Ju-87 и истребитель Ме-109. 15 Сентября - бомбардировщик Ju-88. 6 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
С осени 1942 года сражался в составе 609-го истребительного авиаполка. Всего совершил 356 боевых вылетов. Сбил 10 вражеских самолётов лично и 15 - в группе. 16 Февраля 1943 года погиб при выполнении учебного полёта.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалями. Именем Героя названа улица в Мурманске и проспект в Коле, а при школе - интернате действует и ныне музей, посвящённый памяти Л. А. Гальченко и В. П. Миронова. Имя Героя носит одна из средних школ на его родине, учреждён приз его имени для молодых механизаторов сельского хозяйства.
* * *
В годы Великой Отечественной войны советские лётчики в суровых условиях Заполярья совершали боевые вылеты на штурмовку и разведку сил врага, на прикрытие советских войск, военных баз, города Мурманска и Кировской железной дороги. Самоотверженно защищал свою Родину в северном небе и Виктор Петрович Миронов. В любых метеорологических условиях, днём и ночью он вылетал на выполнение боевых заданий командования.
Виктор Миронов родился в деревне, но многие годы жил в Москве. Окончив ФЗУ, работал в Метрострое и одновременно учился в школе рабочей молодёжи, затем на рабфаке. Здесь его приняли в ряды Ленинского комсомола.
В Июле 1937 года по специальному набору комсомолец Виктор Миронов был направлен в Борисоглебское военное авиационное училище. Во время Советско - Финляндской войны Лейтенант В. П. Миронов участвовал в боях на Карельском перешейке. Был награждён тогда медалью "За отвагу".
С первых дней Великой Отечественной войны Миронов воевал на Карельском фронте. Был командиром звена, а затем эскадрильи 145-го истребительного авиационного полка 1-й авиационной дивизии, которая обеспечивала с воздуха 14-ю общевойсковую армию, действовавшую на Мурманском и Кандалакшском направлениях. Летали тогда лётчики полка на самолётах И-16 и ЛаГГ-3.
В Заполярье враг располагал большим количеством новейших самолётов и отборными кадрами опытных пилотов. Советские Военно - Воздушные Силы имели здесь значительно меньше машин и в основном устаревших типов. Но превосходству противника в силе наши лётчики противопоставили беззаветную отвагу, мужество и возраставшее с каждым днём мастерство.
Героически сражался с врагом лётчик - истребитель Виктор Миронов. Только за месяц, с 28 Августа по 29 Сентября 1941 года, он совершил 35 боевых вылетов, из них 10 - на разведку глубокого тыла и аэродромов противника, 14 - на штурмовку войск и переправ, 7 - на отражение налётов вражеской авиации и 4 - на сопровождение своих самолётов. В то время враг готовил новый удар на Мурманск. Поэтому для советского командования огромное значение имели сведения о дислокации войск противника.
В те дни Виктор Миронов часто летал ведомым у известного советского аса Леонида Акимовича Гальченко ( на фото он в центре, а справа сам В. П. Миронов ).
7 Сентябри 1941 года, во время разведывательного полёта в районах Салмиярви, Луостари, портов Петсамо ( Печенга ) и Линахамари, Лейтенант Миронов обнаружил большую автоколонну противника с войсками и боеприпасами, двигавшуюся от Петсамо к Титовке. Установив примерную численность противника и направление его движения, Миронов снизился до бреющего полёта и смело атаковал. Несколько вражеских автомашин с боеприпасами взорвалось. Советское командование в тот же день получило ценные сведения о накоплении немецких войск в районе Титовки.
Когда на одном из участков фронта врагу удалось вклиниться в расположение советских войск, на помощь им были немедленно направлены наши истребители. В течение двух суток, 22 и 23 Сентября 1941 года, лётчики 1-й авиадивизии непрерывно атаковали вражеские позиции, обстреливая их из пушек и пулемётов. Среди них был и Виктор Миронов. Умело маневрируя самолётом, он точным пулемётным огнём подавил 2 огневые точки противника. Эффективность проведенной им штурмовки тогда же подтвердило командование наземных войск. В результате смелых действий советских лётчиков, своевременно пришедших на помощь пехоте, немецкие войска понесли тяжёлые потери и были отброшены на исходный рубеж.
В боях лётчик Миронов из месяца в месяц совершенствовал свои тактические приёмы. Он умело использовал сопки и море для маскировки и неожиданного нападения на врага, с большим успехом применял внезапные атаки со стороны солнца.
24 Сентября 1941 года Виктор Миронов в паре со своим командиром эскадрильи Леонидом Гальченко совершил новый успешный разведывательный полёт в тыл противника. Советские лётчики произвели тщательную разведку районов Титовки, Луостари, Петсамо. Собрав необходимые данные, они попутно совершили налёт на вражеский аэродром в окрестностях Луостари. Маскируясь складками местности, советские истребители снизились до 50 метров и на бреющем полёте подошли к цели. Лейтенант Миронов, расстреляв из пулемётов растерявшуюся прислугу зенитно - артиллерийских установок, обеспечил тем самым Капитану Гальченко атаку стоянок самолётов противника. За успешную разведку и штурмовку Виктору Миронову была объявлена благодарность командования ВВС 14-й армии.
А через 2 дня командир звена Миронов совместно с лётчиком Ваулиным снова вылетел на разведку в район портов Петсамо и Линахамари. В портах наши лётчики обнаружили высадку на берег и движение войск противника. Установив путь их следования и проведя фотографирование, они начали штурмовку, поливая свинцом вражескую пехоту. Среди неприятельских солдат возникла паника. Спасаясь от огня советских истребителей, они разбегались. Враг потерял несколько десятков человек. Эффективность этой разведки была подтверждена фотоснимками лётчиков и командованием наземных войск.
Только
за 3 первых месяца войны Лейтенант В. П. Миронов совершил 127 успешных боевых вылетов, в том числе: 38 - на штурмовку немецких войск, 27 - на разведку аэродромов и тылов противника, 30 - на отражение налётов вражеской авиации на военные объекты и населённые пункты, 7 - на сопровождение своих самолётов. За это же время Миронов провёл 25 воздушных боёв и сбил лично 5 вражеских самолётов.
Как - то раз незадолго до Нового года Лейтенант Миронов вылетел на разведку глубокого тыла противника. Уже темнело. Пролетая вдоль дороги, он обнаружил вражеский аэродром. Зенитки противника открыли огонь по советскому самолёту. Снаряды рвались недалеко от машины. Миронов развернулся и открыл огонь по зенитной батарее, а затем перенёс его на аэродром. Разведав силы противника и выведя из строя несколько самолётов, Миронов благополучно вернулся в своё расположение.
Весной 1942 года Старший лейтенант Миронов летал вместе с командиром эскадрильи Майором Л. А. Гальченко. Товарищи знали: если Гальченко готовится к боевому вылету, то и самолёт Миронова уже стоит наготове. В те дни они чаще всего навещали вражеский тыл. Миронов провёл с Гальченко в воздухе немало часов и хорошо понимал командира в полёте по лёгкому покачиванию крыльев. Воздух сблизил, сдружил их.
Красноармейская газета "Часовой Севера" от 8 Июня 1942 года, рассказывая об одном эпизоде большой боевой жизни двух замечательных лётчиков, писала:
"Вот обе машины мчатся, прижимаясь к сопкам, туда, где за линией фронта враг чувствует себя в полной безопасности. Ведёт Гальченко... В одном месте сопки расступаются. Внизу на площадке - аэродром противника. "Ястребки" пикируют. Треск пулемётов. Начинают дымиться несколько подожжённых фашистских машин. Гальченко и Миронов это видят, когда делают второй круг. Они подсчитывают свои "трофеи", высматривают, где стоят макеты ложных самолётов, и исчезают так же неожиданно, как и появились. Впереди новая цель - порт. И здесь происходит то же. Вскоре Гальченко и Миронов летят домой, увозя ценные сведения об аэродроме противника и судах в порту".
Виктор Миронов заслуженно считался в полку результативным и опытным лётчиком, которому командование доверяло самые ответственные задания. В одном из таких боевых вылетов проявились его бесстрашие и высокий профессионализм.
6 Апреля 1942 года группа истребителей прикрытия в составе 7 "Харрикейнов" 767-го ИАП и 3 "Харрикейнов" 609-го ИАП, возглавляемая Виктором Мироновым на ЛаГГ-3, при сопровождении 7 бомбардировщиков СБ из 80-го БАП и 7 Пе-2 из 608-го БАП подверглась нападению 9 финских истребителей. В завязавшемся воздушном бою финны сбили 5 "Харрикейнов". Лишь одиночный ЛаГГ-3 Капитана Миронова продолжал сопровождать растянувшийся строй бомбардировщиков и отбивать атаки противника. В этом бою Миронову удалось не только помешать вражеским истребителям прицельно вести огонь по нашим бомбардировщикам, но и сбить один "Брюстер". Финским лётчикам удалось поджечь лишь один СБ, все остальные, во многом благодаря Капитану Миронову, благополучно вернулись на свой аэродром.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, успешное ведение воздушной разведки и добытые ценные данные о противнике, нанесение большого урона врагу и проявленные при этом отвгу и геройство 6 Июня 1942 года Старшему лейтенанту Виктору Петровичу Миронову было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого звания был удостоен также его боевой друг и командир Майор Гальченко Леонид Акимович.
В начале Августа группа наших штурмовиков, сопровождаемая истребителями, весь день успешно бомбила боевые порядки пехоты и артиллерию противника. Во время этой операции был совершен успешный налёт на вражеский аэродром.
Советские самолёты шли на высоте 1500 - 2000 метров. На линии фронта враг открыл сильный огонь из зенитных орудий и пулемётов, пытаясь расстроить боевые порядки штурмовиков. Но наши машины, пробивая кольцо заградительного огня, неуклонно шли по заданному курсу. Внизу показался немецкий аэродром. На южной его стороне стояли 5 бомбардировщиков. "Илы" стремительно пошли в пике и снова взмыли вверх. Раздался взрыв, клубы дыма заволокли аэродром. В это время Миронов обнаружил большой транспортный самолёт Ju-52, стоявший на другой стороне поля. Совершив переворот через крыло, он ринулся вниз на цель. В результате его меткой пушечно - пулемётной очереди вражеский самолёт загорелся.
На обратном пути советские лётчики заметили замаскированную вражескую колонну с военным грузом. Перейдя на бреющий полёт, они обстреляли немецкие автомашины и подводы из пушек и крупнокалиберных пулемётов. Большая часть колонны была уничтожена.
Осенью 1942 года Виктор Миронов сражался уже в составе 609-го истребительного авиаполка. Накануне 25-й годовщины Октябрьской революции он дал слово своим боевым товарищам сбить самолёт - корректировщик противника, появлявшийся над позициями наших войск. И уже через несколько дней сдержал своё слово.
Осенним вечером, как всегда вынырнув из - за облаков, немец повис в воздухе. Неожиданно, отрезая ему пути отхода, словно падая с большой высоты, устремились два советских истребителя. Вражеский самолёт резко свернул в сторону, но это ему не помогло. Очередь крупнокалиберного пулемёта прострочила кабину и мотор корректировщика. Затем ударила пушка. Вражеская машина, теряя высоту и смрадно дымя, упала на деревья и сгорела. Это был 22-й по счёту самолёт, сбитый Мироновым лично и в группе с другими лётчиками.
К середине Февраля 1943 года Герой Советского Союза Капитан Миронов совершил 350 успешных боевых вылетов, сбил лично 10 и в групповых боях 15 вражеских самолётов. За время войны освоил следующие типы истребителей: И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, "Харрикейн", Р-40 "Киттихаук" и Р-39 "Аэрокобра". За отличное выполнение боевых заданий командования он был награждён орденом Красного Знамени и назначен сначала заместителем командира, а затем командиром авиационной эскадрильи.
Опытный лётчик часто говорил своим боевым товарищам, что драться надо дружно, тактически грамотно, обороняясь, надо нападать. Недаром на фюзеляже своего самолёта Миронов нарисовал стрелу. Его боевой друг Капитан А. Демьяненко писал: "Машина Миронова была послушна любому его желанию. Она летела и вонзалась огнём в самое сердце фашистского стервятника, как стрела. Казалось, Миронов был рождён для воздушных боёв, как птица для полёта".
16 Февраля 1943 года командир эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан В. П. Миронов, выполняя тренировочный полёт на новом истребителе Ла-5, в районе аэродрома Шонгуй сорвался в штопор и погиб. Он до последнего дыхания боролся за спасение новой боевой машины...
Вся эскадрилья переживала утрату любимого командира. Он прожил неполных 25 лет. Боевые друзья запомнили его как искусного лётчика, стремительного и дерзновенного в борьбе с ненавистным врагом. Красноармейская газета "Боевой путь" писала в те дни: "Будьте такими, как Виктор Миронов !