Создатель отечественной школы морского ракетостроения, доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корр. АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Окончил МАИ (1948), Высшие инж. курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950).
Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопове, ныне это поселок имени Кирова города Коломны.
Работал с 1939 на авиационном заводе в Москве, с 1941 — в эвакуации в Казани — чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного произ
водства самолетов «Пе-2». Учился на вечернем отделении КАИ (1942), затем был переведен на дневное отделение МАИ (1944). В 1950 окончил Высшие инж. курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955). Участник создания оперативно-такт
ической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950—1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ.
В 1955 по предложению Сергея Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 — начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 — нач. предприятия, генеральный конструкто
р. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвленная кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.
Результат деяте
льности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий — три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 — первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968),
ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 — первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р — первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 — первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся гол
овной частью (1983); Р-29РМ — БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.
Отечественная школа морского
ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков гор
ючего или окислителя, практически полное исключение объемов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекпии на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уника
льная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.
Автор 32 основополагающих изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографий.
В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 — профессор, зав. ка
федрой ЛА в ЧПИ, к 1981—1985 — зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в коор
динации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981
—1985 гг.
Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирован
ия важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового ж.-д. вокзала и др. объектов.
Награжден орденами Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), медалями. Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1
985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1991 имя акад. В. П. Макеева присвоено Государственному ракетному центру. Его именем названы проспект в Миассе, улицы в Коломне и Челябинске, судно Северного флота. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске, се