Выдающийся регент, личность значительная для истории русского церковного и, вообще, хорового пения. Назван последним великим регентом XX-го века.
Виктор Степанович Комаров родился в 1893 году в московской религиозной семье. Обучался в Московском коммерческом училище. Затем закончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом-гомеопатом. Музыкальных учебных заведений не заканчивал. Обучался дирижированию у Якова Александровича
Чмелева (Шмелева; 1877—1944), который в 1913 году выдержал экзамен на звание регента в Синодальном училище. С 19 лет, еще будучи студентом Коммерческого, Комаров начал управлять церковным хором при училище. В дальнейшем, Виктор Степанович регентовал в разных московских храмах, в том числе в таких с
лавившихся отличными хорами, как храм Преподобного Сергия Радонежского на Рогожской заставе, где некоторое время работал К. Н. Шведов, и храм Троицы на Грязех, где хор был создан П. Г. Чесноковым. Когда не было возможности петь в Москве, Комаров трудился в сельских храмах. В 1943 году по приглашению
настоятеля Богоявленского Патриаршего собора в Елохове протопресвитера Николая Колчицкого, Виктор Степанович становится регентом хора Патриаршего собора. С этого времени все важнейшие вехи в жизни Русской Православной Церкви отмечены богослужебным участием хора под управлением В. С. Комарова: они п
ели первую после интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия литургию (12.09.1943), ряд духовных концертов, посвященных важнейшим событиям церковной жизни XX столетия: интронизации Патриарха Алексия I (1945), 500-летию Автокефалии Русской Православной Церкви (16.07.1948), 40-лет
ию восстановления патриаршества (1957) и интронизации Патриарха Пимена (04.06.1971). Патриарх Алексий I — ценитель истинного благолепия церковной службы и всех церковных искусств давал высокую оценку своему хору и его регенту. Одновременно с основной дирижерской деятельностью, Виктор Степанович преп
одавал регентское дело в Московской духовной академии и практиковал как врач-гомеопат. Виктор Степанович Комаров умер 27 декабря 1974 г, похоронен при храме Преображения Господня в Переделкино.
Стержнем творчества В. С. Комарова являлась его глубокая внутренняя церковность. Стремясь к достижению
своей главной цели — искренней молитвенности и интеллектуальности в прочтении песнопений в соединении с высочайшим качеством музыкального исполнения, он, с одной стороны, никогда не принимал в свой хор нецерковных певцов, сколь богаты ни были бы их вокальные возможности, с другой, любил и тщательно
подбирал красивые голоса. Как вспоминала впоследствии одна из певиц, «в основном в хоре были люди, которые хорошо все понимали, умные и способные, певшие в храме с детства». Комаров любил повторять слова псалмопевца Давида: «Пойте Богу разумно». Результатом такого подхода стало одухотворенное звучан
ие многочисленных соло мужских и женских голосов — звучание выразительное, но не «светское», не переходящее в «оперность», и грань эта определяется не какими-либо правилами, а сердечным чувством. Несомненно, здесь мы видим влияние «синодалов» — учеников и преподавателей упраздненного в 1918 году зна
менитого Синодального училища церковного пения, у которых в молодости учился Комаров, и те считали его «своим». Вообще, изумительно ясная, осмысленная, часто подчеркнуто декламационная подача слова является отличительной чертой руководимого Комаровым хора, и в этом он близок такому яркому наследнику
традиций Синодального хора, как Сергей Жаров. Репертуар хора В. С. Комарова преимущественно составляли произведения классиков русского духовно-музыкального творчества Д. С. Бортнянского, протоиерея П. И. Турчанинова, А. Д. Кастальского, А. А. Архангельского, А. А. Третьякова, священника Василия Зин
овьева и подобных им. Особо следует отметить, что патриарший хор был тесно связан с Троице-Сергиевой Лаврой и ее церковно-певческой жизнью. Древняя певческая традиция Лавры, не успевшая иссякнуть за годы разорения лаврских святынь, безусловно обогащала творчество Комарова, являясь пробным камнем, на