Популярные личности

Виктор Хользунов

летчик бомбардировщик, Герои национально - революционной войны в Испании
На фото Виктор Хользунов
Категория:
Дата рождения:
1905-01-31
Место рождения:
Царицын, Россия
Дата смерти:
1939-07-28
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Герой Советского Союза (27.06.37). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалью «ХХ лет РККА».


Родился в семье рабочего. Русский.

Служил в РККА в 1918-22 гг. Вступил добровольцем, вместе с отцом. Участвовал в Гражданской войне. Воевал под Царицыным.

С 1922 г. работал на лесопильном заводе, а затем был секретарём волостного комитета комсомола в станице Глазуновской.

Призван в РККА в 1925 г. В том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков.

Член ВКП(б) с 1927 г.

В 1928 г. окончил 2-ю военную школу летчиков КВФ в г. Борисоглебске. Затем был летчиком-инструктором в авиашколе.

Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин: «Погожим зимним днем в кабину инструктора сел незнакомый мне летчик. Предстояло выполнить довольно сложное задание - полет с посадкой на незнакомом аэродроме по маршруту Борисоглебск - Анна - Воронеж - Борисоглебск.

- Маршрут известен? - спросил проверяющий очень дружелюбно, словно оба мы были старыми знакомыми.

Почувствовал себя сразу свободнее, исчезла обычная в таком случае настороженность...

В кабине инструктора сидел и оценивал мои действия… Виктор Степанович Хользунов, впоследствии прославленный боевой летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза.

Как и Чкалов, он родился и вырос на Волге. Сын царицынского рабочего, В.С. Хользунов юношей вступил в ряды Красной Армии, вместе с отцом дрался с врагами в огневые годы гражданской войны. В 1925 году Виктора Хользунова послали учиться в летную школу. Став отличным летчиком, он много лет работал в авиационных училищах, обучая молодежь летному искусству. Потом служил в бомбардировочной авиации, в строевых частях, в совершенстве овладел мастерством меткого бомбометания и противозенитного маневра, командовал первым соединением дальней бомбардировочной авиации. Вот кто сидел в роли проверяющего в кабине моего самолета зимой 1928 года...

Погода благоприятствовала полету, и он закончился вполне благополучно. Зарулил на стоянку. Выключил двигатель. Инструктор легко спрыгнул на землю, подозвал к себе, высказал несколько замечаний и советов. Спокойно, деловито. Словно старший брат разговаривает с младшим. Пожелал успехов и зашагал к линии старта.

С Виктором Степановичем Хользуновым мне довелось летать много раз. Каждый полет с ним был для меня предметным уроком пилотирования, в каждом полете отшлифовывались навыки управления самолетом».

Вскоре он был назначен командиром авиаотряда 7-й Сталинградской военной школы пилотов.

В 1933 г. окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной Воздушной академии им. Жуковского.

В 1936 г. Хользунов окончил Высшие летно-тактические курсы в г. Липецке.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «Слушатели курсов разместились в авиационном городке, что находился на окраине Липецка. Здесь были все удобства для обучения командного состава ВВС. В учебной авиационной бригаде имелись все типы современных самолетов, отлично оборудованные учебные классы, уютное, со всеми удобствами общежитие. Словом, было здесь все, что требовалось для учебы и нормального отдыха. Самое приятное впечатление оставила четкая, можно сказать, идеальная организация учебного процесса.

Экзамены перед зачислением на курсы принимались строго. Достаточно было получить одну-единственную двойку, и двери курсов перед летчиком-командиром закрывались. Поступающих здесь рассматривали с точки зрения перспективы дальнейшего их использования на командных должностях. С каждым из нас обстоятельно беседовал начальник курсов... Он и решал окончательно: зачислить человека на курсы или же откомандировать в часть. Откомандирования боялись пуще огня...

Программа курсов в основе своей не особенно отличалась от программы КУНСов при академии имени Н.Е. Жуковского. Она была лишь несколько объемнее и конкретнее. Изучали мы новую технику, поступившую в авиацию...

Преподаватели на курсах были на редкость строгими и неумолимыми. Особенно к тем, кто относился к учебе с прохладцей. День у нас загружался до предела. Иногда при разборах и переработках планов летно-тактических учений даже ночь прихватывали. Мы ложились в постель в три-четыре часа, а в восемь уже начинался новый учебный день.

За время учебы нам удалось ознакомиться со взаимодействием в бою всех родов войск, освоить методику подготовки летного состава, изучить материальную часть новых самолетов и их вооружение, средства связи. Учеба завершилась участием в маневрах».

Затем Хользунов служил в бомбардировочной авиации. Был командиром звена, отряда, бомбардировочной эскадрильи, помощником начальника отдела боевой подготовки ВВС Забайкальской группы войск ОКДВА.

По отзывам сослуживцев капитан Хользунов был «волевой и требовательный командир, искусный летчик и хороший организатор».

Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-1937 гг. Был награжден орденом Красного Знамени (1937).

До прибытия советских бомбардировщиков СБ, ВВС республиканцев располагали лишь несколькими легкими бомбардировщиками Breguet-19 и двухмоторными тяжелыми бомбардировщиками Potez-54 французского производства. Хользунов возглавил звено «бреге» в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. Его ведомыми были советские летчики Примо Джибелли и Георгий Тупиков.

Полковник Деменчук вспоминает: «Однажды, во время выполнения боевого задания западнее Мадрида, самолет Хользунова был подбит и начал отставать. Казалось ведущий вынужден будет сесть. Джибелли не отставал от самолета ведущего, хотя ведомым была дана команда «действовать самостоятельно». Позже он объяснил, что тоже намеревался садиться вместе с Хользуновым, чтобы помочь ему, а если нужно, то и забрать его экипаж на свой «бреге». Но Хользунов сумел устранить утечку бензина, мотор снова заработал, и самолет долетел почти до своего аэродрома…

Тихоходный и слабо вооруженный «Бреге-19» служил хорошей мишенью для вражеских истребителей. Однако Виктор Степанович нашел выход. На бреющем полете, используя гористую местность, он внезапно появлялся над целью, наносил бомбовые удары и уходил так скрытно, что ошеломленный внезапностью противник не успевал даже открыть огонь.

Когда прибыли СБ, Виктор Степанович приступил к формированию эскадрильи. За короткое время он сумел создать крепкий коллектив, способный выполнять сложные боевые задачи. По оценке командования, его эскадрилья была лучшей бомбардировочной частью ВВС республики. На боевые задания эскадрилью всегда водил командир. Под его руководством летчики наносили эффективные удары по противнику. Настойчивость в выполнении заданий и личная храбрость снискала Хользунову большое уважение. Летчики безгранично верили своему командиру».

Одним из крупных успехов 2-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков Хользунова, которая базировалась в Сан-Клементе, был разгром железнодорожной станции в Талавере.

Рассказывает Деменчук: «Отсюда к фронту отправлялись военные грузы и воинские части. Станция прикрывалась сильными зенитными средствами. Противник встретил нас заградительным огнем всех зенитных батарей. Все небо впереди и вокруг нас заволокло клубами дыма от разрывов вражеских снарядов.

Совершая противозенитный маневр, наша эскадрилья вышла на боевой курс и сбросила бомбы на здания станции и железнодорожные пути, где в то время находилось несколько эшелонов. Возвращаясь на свой аэродром, мы еще долго видели дым пожара».

По состоянию на 14.02.37 г. в эскадрилье Хользунова осталось 7 самолетов.

5.04.37 г. состоялась беседа между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

«ХОЛЬЗУНОВ: Применение СБ, я считаю, в большинстве случаев было неправильным. Бомбили по фронту, но задачи зачастую ставились очень неграмотно, никакой выучки не чувствовалось у многих к-ров, хотя большинство из них окончило Академию или учились в Липецкой школе.

Были случаи, когда задачу ставили таким образом: бомбить отдельно стоящий домик северо-западнее Каса-дель-Кампо. Требуется 3 с-та СБ. И все. А сколько километров — хотя бы указали…

Никакого руководства сверху в отношении того, какие лучше всего строи или порядки, в отношении обеспечения того, чтобы как можно было меньше потерь, мы не видели, это, наверно, говорил и Шахт.

Организация у нас как будто была большая: считается штаб авиации, потом имеются штабы групп, потом штабы эскадрилий. Штаб авиации не принимает решение как штаб авиации, а принимает решение, которое должен был бы принять командир н/отряда: указывает маршрут, сколько самолетов и куда сколько сбросить бомб…

Управление в воздухе производится эволюциями самолета. Для того чтобы наладить связь, нужно посадить туда человека, который сидел бы исключительно на связи. Ни в коем случае нельзя, чтобы был стрелок и радист. Он должен следить за воздухом.

АЛКСНИС: А для чего нужно радио?

ХОЛЬЗУНОВ: А если эскадрилья идет, нужна связь.

АЛКСНИС: Будут перехватывать. Ваш полет засекут и определят точно, на каком месте вы находитесь.

ХОЛЬЗУНОВ: Тогда еще лучше, если от него отказаться. Мы так и делали, потому что радио у нас не работало, так как стрелки были заняты своей непосредственной работой.

АЛКСНИС: Плохо, если стрелка убьют?

ХОЛЬЗУНОВ: Очень плохо. СБ — слепая машина.

ХОЛЬЗУНОВ: Командир группы не летал. Взять Златоцветова и Гусева — руководят, а руководить нечем...

Истребители говорили, что плохая информация пр-ка. Никаких оперативных сводок, ничего нет, не знаешь зачастую результатов воздушного боя. Нужно получать опыт - как атакуют они наших, как они дерутся. Этого совершенно не было…

Результаты бомбометания у нас были следующие. Первое время штурмана очень плохо учитывали и в большинстве случаев бомбили с перелетом. Потом уже, примерно после 10-го полета, стали уточнять…

Сиденье летчика на СБ необходимо переделать, ноги высоко стоят, затекают, если часа 4 полетать, трудно стоять на ногах. Уж мы подкладывали на сиденье чехлы, тогда ногам удобно, а голова в фонарь упирается. Все летчики на это жалуются. Можно их сделать бронированными, мы приспосабливали снизу и сзади сталь, нашли хорошую…

Устанавливали дополнительные бомбодержатели на 4 бомбы 10 кг».

27.06.37 г. Хользунов Виктор Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза.

С мая 1937 г. командовал бомбардировочной авиабригадой.

4.07.37 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание комбриг.

В ноябре 1937 г. комбриг Хользунов был назначен командующим 1-й авиационной армией особого назначения.

АОН - авиационная армия Резерва Главного Командования - предназначалась для решения оперативных и стратегических задач, поставленных Главным Командованием, в ходе самостоятельных воздушных операций. Командующий АОН пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся непосредственно наркому обороны.

1-я АОН до мая 1938 г. состояла из трех авиакорпусов (876 тяжелых и скоростных бомбардировщиков, истребителей, дальних разведчиков). С мая 1938 г. АОН состояла из четырех полков с общей численностью авиационного парка 307 самолетов (в каждом полку по 61 бомбардировщику и 15 истребителей для ПВО баз армии; 3 самолета для обслуживания Управления армии).

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В 1939 г. комдив Хользунов окончил КУКС при Военной академии Генштаба.

28.07.39 г. погиб в авиакатастрофе.

Вспоминает журналист Бронтман: «Сегодня погиб Хользунов, Черкасов и другие (Титов и Курнышев). Они летели из Калинина на учебную бомбежку и взорвались в воздухе. Остались куски. Видимо, подорвались бомбы».

Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В Волгограде ему установлен памятник, имя Героя носит пассажирский теплоход Волжского речного пароходства.



Поделиться: