В Ленинграде Виктор Харитонов окончил театральный институт. Некоторое время он играл в Театре имени Ленсовета, периодически снимался в кино. Зрители могли увидеть Харитонова в революционной драме «Бессмертная песня» (гимназист-хохмач), комедии «Не имей сто рублей» (кинооператор Юрий Порошин), военной драме «Балтийское небо» (Рябушкин), фильме-спектакле «Большая кошачья сказка» (сыщик Ловичек) и др.
Заслуженный артист России
Детство Виктора Харитонова, как и его старшего брата знаменитого актера Леонида Харитонова, прошло в Ленинграде. С ранних лет ребята «заболели» сценой. В их школе вела театральный кружок замечательная актриса БДТ Мария Александровна Призван-Соколова, и не увлечься было просто невозможно. Стоит заметить, что в той же школе учились также Алиса Фрейндлих, Ольга Волкова, Константин Райкин. Родители Виктора и Леонида отношения к искусству не имели (мама была врачом, папа – инженером), однако они очень любили театр и музыку и приветствовали увлечение детей сценой.
Виктор и Леонид всегда были очень разными: и внешне, и по темпераменту, характеру. Леонид пошел в отца - круглолиц, обаятелен, великолепный рассказчик, Виктор же всегда больше походил на маму: более сдержан в эмоциях, более независим. Когда Виктор Харитонов готовился поступать в театральный институт, Леонид был уже известным актером, всенародным любимцем. Поэтому на вступительных экзаменах в Школе-студии МХАТ его невольно сравнивали со старшим братом. Это сравнение оказалось не в пользу Виктора, и ему пришлось вернуться в родной Ленинград.
В Ленинграде Виктор Харитонов окончил театральный институт. Некоторое время он играл в Театре имени Ленсовета, периодически снимался в кино. Зрители могли увидеть Харитонова в революционной драме «Бессмертная песня» (гимназист-хохмач), комедии «Не имей сто рублей» (кинооператор Юрий Порошин), военной драме «Балтийское небо» (Рябушкин), фильме-спектакле «Большая кошачья сказка» (сыщик Ловичек) и др.
Впрочем, снимался он нечасто, постоянно отказываясь от ролей. Все дело в независимом характере Виктора, для него диктат режиссера по отношению к актеру всегда был недопустим. Казалось, это противоречие может поставить крест на его карьере. Однако Виктор Харитонов сумел найти свой путь в искусстве…
В 60-е годы Виктор Харитонов, в сотрудничестве с режиссером Дженни Катышевой, возродили некогда популярный жанр Театра одного актера. Первым был поставлен моноспектакль «Сергей Есенин». Спектакль имел огромное значение в качестве популяризации творчества поэта, ведь долгие годы Есенин был в Советском Союзе под запретом, и как раз в этот момент Академия Наук приняла решение «восстановить» его в рядах классиков русской литературы. С моноспектаклем «Сергей Есенин» Виктор Харитонов выступил более тысячи раз, кочуя по всей стране и везде пользуясь неизменным успехом.
Потом были моноспектакли: «На смерть поэтов» о Лермонтове и Петефи (на сцене Областного драматического театра), «Второе рождение» о художниках Кустодиеве, Петрове-Водкине и Коненкове, «Интеллигенты из Одессы» по прозе Исаака Бабеля, Эдуарда Багрицкого и Саши Чёрного, «Кактус» о творчестве поэта Виктора Сосноры (все на сцене Малого Драматического театра).
Новым этапом в творчестве Виктора Харитонова стал спектакль «Балаган» (по произведениям Пьера Беранже и Аполлона Григорьева), в котором были объединены разные жанры: пантомима и поэзия, цирк и критика, кукольный театр и танец. Сложившийся при работе над «Балаганом» коллектив в 1978 году получил статус театра с символичным названием «Эксперимент». Символичным – потому что творчество Виктора Харитонова всегда отличали новаторство и смелые эксперименты в искусстве. Его основной идеей было создание «мастерской разных жанров». Эта идея впоследствии полностью себя оправдала…
Не имея своего помещения, «Эксперимент» в конце 1979 года начал работать в Клубе пожарных. В его стенах были поставлены: «Игра», «Мим», «Оптимистические заметки», «Перпетуум-мобиле», «Одесская свадьба», «Трагедия глупых людей», «Двое на качелях», «Пришел мужчина к женщине», «Записки сумасшедшего» и другие спектакли. В «Эксперименте» получали возможность проявить себя мастера драматического и циркового искусства, оперы и оперетты, пантомимы и бардовской песни. До этого в нашей стране подобного «синтетического» коллектива не было, и спектакли проходили при неизменном аншлаге.
Виктор Харитонов выступал в спектаклях то в качестве актера, то постановщика, а порой и автора либретто. Под его руководством была осуществлена постановка «Лицедеев» - спектакля, в котором принял участие тогда еще неизвестный Вячеслав Полунин. Виктор Харитонов стал его «крестным отцом» в искусстве, и в последствии Вячеслава Полунина узнал весь мир.
Приглашал в свой театр Виктор Харитонов и брата. Однако Леонид был верен МХАТу, в котором его дела обстояли вовсе не блестяще…
Большое участие в становлении «Эксперимента» принял выдающийся актер Аркадий Райкин, он помог коллективу получить статус государственного театра. После этого Харитонову удалось добиться заброшенного помещения кинотеатра «Арс» на Большом проспекте. Силами коллектива помещение было отремонтировано, и на новой сцене были осуществлены такие постановки, как: «Алейхем-Шолом!» (по произведениям Шолом-Алейхема), «Урок смеха», «Вопль!», «Автобиография» (по Б. Нушичу), «Истории из жизни города Колоколамска» и «История города Глупова» (по М. Е. Салтыкову-Щедрину) и многие другие.
Труппа театра «Эксперимент» со своими спектаклями объездила весь Советский Союз, успешно гастролировала в Польше, Германии, Болгарии, Великобритании, США…
Начало 90-х ознаменовалась поголовной приватизацией. Нашлось немало желающих и на помещение «Эксперимента». Коллектив театра стали усиленно выживать, травить различными проверками. В 1994 году «Эксперимент» сыграл свой последний спектакль «Актеры и рекетеры» (в котором отразилась ситуация с травлей) после чего был закрыт.
Спустя некоторое время Виктор Харитонов взялся за реанимацию «Эксперимента». По сути, ему пришлось все начинать сначала. Вместе с супругой Заслуженной артисткой России Ларисой Пилипенко они уехали из города в поселок Лебяжье. Там, не имея собственного помещения, лишенные статуса государственного театра, они взялись за постановки моноспектаклей и небольших спектаклей на 2-3 человек. И вскоре зрители увидели афиши нового «Эксперимента». Виктором Харитоновым были поставлены: спектакль-портрет Назыма Хикмета «Назым», «Всегда только женщина» (по произведениям Дарио Фо и Франки Раме), «Девушкин и Варенька» (инсценировка романа Ф. Достоевского «Бедные люди»), «Гарикиибайки» (по прозе и «гарикам» Игоря Губермана), моноспектакль «Гавриил Державин» и другие.
В последние годы «Эксперимент» Виктора Харитонова периодически ставит свои спектакли и в Санкт-Петербурге, однако основная его деятельность по-прежнему процветает в Лебяжьем.
Изредка Виктор Харитонов балует своим присутствием и кинематограф. Так, уже в новом веке, он снялся в криминальном сериале «Бандитский Петербург – 1» (Дядя Саша), исторических лентах «Любовь императора» (Адлерберг) и «Фаворит» (Леонард Эйлер).
1957 Бессмертная песня
1959 Не имей сто рублей
1960-1961 Балтийское небо
1965 Большая кошачья сказка - фильм-спектакль
1968 Интервенция
1969 Красная палатка / Red Tent, The / Tenda rossa, La (СССР-Италия)
1975 Роса
1982 С тех пор, как мы вместе
1985 Контракт века
1988 Эти... три верные карты...
1988 Полет птицы
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе - сериал
2000 Бандитский Петербург - 1 - сериал
2000 Агент национальной безопасности – 2 – сериал
2003 Любовь императора
2005 Фаворит