Советский военачальник, маршал инженерных войск (1972).
Родился в крестьянской семье. Украинец. Окончил в городе Лебедин школу и профшколу, приобрёл специальность «столяр-станочник». В 1929 году приехал в Ленинград, работал фрезеровщиком на заводе «Красная Заря». Одновременно стал комсомольским активистом, был секретарём комсомольской ячейки цеха, членом заводоского комитета комсомола. Член ВКП(б) с 1931 года.
В 1932 году по партийной путёвке направлен в Красную Армию. Окончил Военную электротехническую академию РККА в 1938 году. Как один из лучших выпускников был оставлен в академии, был начальником курса, затем начальником учебной части и заместителем начальника инженерно-электроэнергетического факультета академии. В составе группы курсантов и преподавателей академии был отправлен на фронт советско-финской войны. Был отличным спортсменом-лыжником, чемпионом РККА по прыжкам с трамплина в 1937-1940 годах и серебрянным призёром чемпионата СССР в 1938 году.
В боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года в звании военинженера 3 ранга (соотвествовало общевойсковому званию «капитан»). Был начальником штаба управления специальных работ Западного фронта, занимался минированием мостов и важных объектов при отступлении советских войск, а при наступлении - их разминированием и восстановлением, активно участвовал в битве за Москву. С декабря 1941 года - начальник штаба 33-й отдельной инженерно-саперной бригады специального назначения на Западном фронте, с июня 1942 года - заместитель командира 16-й отдельной инженерной бригады специального назначения на Юго-Западном и Сталинградском фронтах. Главная задача бригады - устройство минных заграждений при оборонительных действиях, быстрое разминирование местности при наступлении. За массовый героизм личного состава в Сталинградской битве бригада первой в Красной Армии получила гвардейское звание и стала именоваться 1-й отдельной гвардейской инженерной бригадой специального назначения.
В мае 1943 года вместе с бригадой был переброшен на Центральный фронт и участвовал в строительстве минных и инженерных заграждений на предстоящих местах немецкого наступления в Курской битве, а затем и в самом сражении. Затем отличился при обороне плацдармов в ходе битвы за Днепр, воевал на Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. С июля 1944 года - заместитель командира 1-й отдельной гвардейской мотоинженерной бригады, в этой должности участвовал в Висло-Одерской и Берлинской операциях. Окончил войну в звании полковника. Несколько раз был ранен и контужен.
После войны до осени 1945 года занимался разминированием территории и объектов в Германии, затем переведён в штаб инженерных войск РККА. В 1948 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова и назначен начальником инженерных войск армии. С 1951 года - начальник НИИ инженерных войск. С 1953 года — начальник инженерного комитета Инженерных войск Советской Армии. С 1961 года - заместитель начальника, а с февраля 1965 года - начальник Инженерных войск Министерства обороны СССР. Воинское звание маршал инженерных войск присвоено 16 декабря 1972 года. Активнейший сторонник идеи формирования армейского спецназа.
Внёс большой вклад в развитие инженерных войск, в оснащение их новой техникой, средствами инженерного вооружения. Автор ряда научных статей по теории и практике инженерного обеспечения боя и операции, истории инженерных войск, а также мемуаров. Погиб при исполнении служебных обязанностей: при работе на полевых учениях в Белорусском военном округе войск вертолёт Ми-8, в котором находился маршал, при наборе высоты внезапно потерял скорость и сорвался в крутое пикирование с высоты свыше 100 метров. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Имя маршала инженерных войск В.К. Харченко было присвоено Каменец-Подольскому Высшему Военно-инженерному командному училищу.
Награды
Пять орденов Красного Знамени
Орден Кутузова 2-й степени
Орден Отечественной войны 1-й степени
Орден Отечественной войны 2-й степени
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды
Медали СССР
Награды иностранных государств