Популярные личности

Виктор Бутурлин

Российский режиссёр
На фото Виктор Бутурлин
Категория:
Дата рождения:
1946-06-28
Место рождения:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Виктор Бутурлин: Правда незаметных

Виктора Ивановича Бутурлина можно отнести к старейшинам отечественного кинематографа. На счету этого режиссера - десятки снятых фильмов и сериалов со знаменитыми актерами. Его талант награжден множеством наград, в том числе и международных фестивалей, а слава началась в самом начале творческого пути, когда Бутурлин заявил о себе, раскрывая глубины человеческих отношений и отстаивая правоту тех, кто скромен и незаметен. Пожалуй, мало кто из коллег режиссера может похвалиться тем, что его фильм получил награду через десятилетие после того, как вышел на экран. При этом Виктор Иванович практически не дает интервью, избегает светских мероприятий и фотографов, ничего не рассказывает ни о своем детстве, ни о семье – жене и трех дочерях.


Виктор Бутурлин – уроженец столицы и относится к первому поколению послевоенных детей. Он появился на свет 28 июня 1946 года, и свое актерское призвание нашел не сразу. Лишь в 1972 году Виктор получил диплом режиссерского отделения института театра, музыки и кинематографии в Ленинграде, где он обучался в мастерской И. Гриншпуна. Молодой режиссер работал в Ивановском театре музыкальной комедии, затем вернулся в Ленинград и снова тал театральным режиссером. Его силами были осуществлены две постановки – популярные в то время оперетты 'Мадемуазель Нитуш' и 'Бабий бунт'. Однако рамки музкомедии стали тесны Виктору Бутурлину, и он продолжил свое обучение на режиссерском отделении Высших курсов сценаристов и режиссеров в Москве. Его преподавателем стал тогда еще молодой, но уже получивший известность Никита Михалков, с которым Бутурлина до сих пор связывает творческая дружба (по просьбе Михалкова Виктор даже снялся в эпизоде культового фильма 'Родня').

В 1981 году Виктор Иванович занял должность режиссера–сценариста киностудии 'Ленфильм'.Экранным дебютом Бутурлина стала его курсовая работа – короткометражка 'Эндшпиль' (1980), в которой он выступил также в роли художника и сценариста. В этой экранизации рассказа Вампилова снимались Олег Борисов, Марина Рождественская (Казакова), Олег Баранов, и короткий фильм до сих пор не оставляет равнодушными зрителей. В следующей короткометражке Бутурлина, 'Прозрачное солнце осени' (1982), кроме Олега Борисова, снялся Олег Табаков. Диалог двух бывших спортсменов, капитана команды, а ныне учителя физкультуры, и бывшего запасного, а теперь удачливого администратора, как будто оставляет каждого при своем мнении и заставляет умалчивать о многом, но в то же время кардинально переворач

ивает традиционное представление о жизненном успехе. Эта работа получила два главных приза кинофестивалей – 'Амирани' (Тбилиси) и 'Молодежь Москвы'. Свой первый полнометражный фильм под рабочим названием 'Актриса прошлых лет' Бутурлин начал снимать по сценарию Виктора Мережко. Известный сценарист видел в этой роли только Людмилу Гурченко. Но Людмила Марковна с трудом встраивала себя в канву заданного сюжета. Бутурлин, не имеющий достаточного профессионального опыта, метался между сценаристом и актрисой и доказывал свое видение картины, во многом совпадающее с биографией самой Гурченко. Атмосфера на съемках была очень напряженной, в конце концов, Мережко настоял на том, чтобы его фамилия в титрах не указывалась, а Гурченко испортила отношения практически со всей съемочной группой. По настоянию Бутурлина фильм получил название 'Аплодисменты, аплодисменты', совпадающее с книгой воспоминаний актрисы – хотя его содержание имеет с ней мало общего. Однако лента имела большой резонанс, в частности и потому, что мир кинематографа в нем был представлен достаточно критически, и получила две награды – 'Лучший режиссерский дебют' на Всесоюзном Московском фестивале 1984 года и специальный приз на Киевском кинофестивале в 1985-м. После небольшой новеллы для киноальманаха 'Исключения без правил' (1985) Виктор Бутурлин принялся за фильм, который стал, без преувеличения', настоящей жемчужиной его творчества. Сюжет картины 'Садовник' (1985) одновременно прост и необычен – сельский садовник Глазов, вкладывающий всю душу в яблоневый сад, оказывается обвиненным в спекуляции. Великолепный подбор актерского дуэта (Лев и Олег Борисовы) и завораживающие песни в исполнении Евгении Смольяниновой, исполнившей главную женскую роль не оставляли

неравнодушными никого. Впрочем, признание кинематографистов, а именно пять призов, картина заслужила. В 1987 году 'Садовник' был отмечен призов Шукшина на Киевском кинофестивале 'Молодость', а также премиями Козинцева, киностудии 'Ленфильм', и Союза Ленинградских кинематографистов, а в 1992 году фильм получил 'Серебряного витязя' на Московском кинофестивале 'Золотой витязь'. В 1989 году Бутурлин снял последнюю картину 'перестроечного жанра' под названием 'Торможение в небесах'. Трагикомедия о нравах в среде тележурналистов и о 'перестроившихся' партаппаратчиках в 1992 года получила Гранпри Страсбургского кинофестиваля. В 1993 году Бутурлин создал документальный фильм 'Ядерное танго', посвященный испытаниям атомного оружия в 1954 году, который получил главный приз на кинофестивале 'Экология' в Нови-Саде (1993).

Однако к этому времени ситуация в кинематографе резко переменилась. Морально-этические проблемы общества отошли на второй план, и мастера кино перешли к боевикам и остросюжетным сериалам. Виктор Бутурлин и здесь оказался востребованным. Он был среди сценаристов и режиссеров 'Улицы разбитых фонарей' (1998-1999), 'Убойной силы' (2000-2001), и созданные им серии считаются одними из лучших. После этого последовали сериал 'Время любить' (2002), комедия 'Есть идея' (2003), четвертый и пятый сезоны 'Женской логики' (2004, 2005). Минисериал 'Честь имею' (2004), рассказывающий о событиях чеченской войны, был награжден премией ТЭФИ и 'Золотым орлом-2005'. Среди последних работ В. И. Бутурлина – ретро-мелодрамы 'Жить сначала' (2009) и 'Татьянина ночь' (2014), рассказывающие о разных периодах советской истории. В настоящее время режиссер работает над документальным фильмом 'Одна на всех', посвященном блокадному Ленинграду.






Поделиться: