Фотохудожник. Виктор Брель утверждет, что весь мир - стаффаж, и, следовательно, в каждом элементе стаффажа - весь мир.
- Обратите внимание на этот "Автопортрет". Вы видите тень и реальные руки. Руки, придающие тени масштаб. Это стаффаж. В классическом варианте стаффаж - фигурка на пейзаже, второстепенная деталь композиции. А в современном, точнее, в моем, это деталь, без которой композиция потеряла бы всякий смысл.
Я утверждаю, что весь мир - стаффаж, и, следовательно, в каждом элементе стаффажа - весь мир.
Я слушал фотохудожника Виктора Бреля, отвечавшего на вопросы зрителей, и вспоминал, как в первый раз спустился к нему в подвал.
Потусторонний мир
Мы стоим у дверей ХVII века, за которыми помещаетс
я редакция журнала "Знание - сила".
- Зайдем в мою мастерскую? - предлагает Виктор.
Входим в бывшие боярские палаты, спускаемся в подвал.
- Как у дьявола за кулисами? - смеется Брель, наблюдая, какое впечатление производит на меня им же созданная здесь "чертовщина".
Мир, возникший передо
мной, и в самом деле являет собой нечто потустороннее. Кажется, что собравшиеся здесь существа только что двигались, говорили: Некоторых узнаю - видел уже где-то на фотографиях. Здесь, за кулисами "большого света", живут знаменитые стаффажи Виктора Бреля.
Осторожно трогаю голову с обнаженными из
вилинами, интересуюсь, что это.
- Мой генный портрет, - откликается Брель. - Сделал его к 220-й годовщине укоренения моей фамилии в России. В 1773 году мои предки, немцы из Голландии, переселились на Украину. Считается, по призыву Екатерины II. Но у меня есть своя версия. Если верить таблице акти
вности солнца, то как раз 1773 год являлся одним из солнечных пиков. Думаю, их так пригрело, что они снялись и переместились, основав поселение Вальдгейм, со своей культурой, своим реликтовым языком. Они были во всем мастерами: и в землепашестве, и в строительстве домов, и в устройстве быта. Я благо
дарен им за то, что и во мне, кажется, сохранилось кое-что от фамильного усердия.
Кладбище сыгранных образов
Я оглядываюсь на десятки стаффажей - фигур, изображений, композиций, поражающих не только эксцентричностью, но и кропотливостью, основательностью, мастерством исполнения.
Последнее
явно от предков. А вместе - вековая крестьянская сметка, замешанная на "авангардном" мышлении москвича.
- Это своего рода кладбище сыгранных образов, парадоксов, наваждений. И каждая "могилка" напоминает мне, что родиться можно только однажды. За 25 лет работы со стаффажами я ни разу не повторил
ся. Моя связь с любым стаффажем кончается сразу же после съемки - лучшая защита от самоцитирования.
Теперь, кажется, и я кое-что понимаю: перенося свои стаффажи на фотографии, Брель как бы выжимает из этих деревянных, железных, картонных изделий все "живое", затем размещает "сгусток" в некоем мат
ериальном (и нематериальном) пространстве: Потом начинается тайна творца. Образ, оставаясь конкретным, абстрагируется, резко отчеканивая ту или иную острую мысль, момент истины, иронию жизни, метаморфозы социума.
- Вот одна из моих любимых игр - "аэроутюг", - показывает Брель. - Видишь, у него да
же есть якорь, чтобы далеко не улетел. Говорят, что утюги не летают. Ну, это еще не доказано.
Рядом на красной ноге в белом тапочке то ли идет, то ли плывет железный герметический ящик с рыбьей головой. "Рыбоног" - называю его про себя. Но тут Брель достает откуда-то вторую ногу и, ударяя ею по
разным местам "Рыбонога", устраивает весьма мелодичную какофонию.
- На фотографии этот стаффаж, к сожалению, не звучит, - говорит он. - Но некоторые все же как-то догадываются, что музыка - в его природе. Здесь, в мастерской, с десяток "музыкальных" стаффажей, целый оркестр, созданный под влияние
м Альфреда Шнитке.
Когда мы были молодыми...
Десятки портретов знаменитого композитора были сделаны Брелем в семидесятых, когда симфонии Шнитке еще не исполнялись, когда журналисты еще не искали с ним встреч. Молодого фотографа, только начинавшего свою карьеру, привел к Шнитке такой же молодой
, но уже знаменитый режиссер-мультипликатор Андрей Хржановский.
- Я тогда ничего не знал о Шнитке, - рассказывает Виктор. - Но, услышав его музыку в мультфильме Хржановского "Стеклянная гармоника", понял, что должен немедленно увидеть этого человека. Общаясь с ним, фотографируя его, я, наверное,
впервые почувствовал себя человеком созидающим.
Я смотрю на брелевский портрет Шнитке, в трагическом взгляде которого отражается пламя бушующих свечей, и понимаю: передо мной человек, который сам себя сжигает.
Виктор Брель вспоминает, как слушал первый публичный концерт Шнитке. Этот дерзкий ко
нцерт, вопреки всем запретам, дирижер Геннадий Рождественский давал в советском Горьком.
- Я приехал в Горький с гриппом, с дикой головной болью. Но когда раздались аккорды Первой симфонии, произошло чудо: боль совершенно исчезла, голова стала удивительно ясной, и я почувствовал такой подъем духа
, что казалось, во мне происходит биологическое обновление. Встречи со Шнитке, с его музыкой создали во мне какую-то новую энергию, раскрепощение духа.
Эпилог
Стаффажи Виктора Бреля, долгое время томившиеся в доме своего создателя, только в последнее десятилетие один за другим, а то и сразу де
сятками начали выходить на волю. И чем сложнее, непонятнее, хаотичнее становится наша жизнь, тем нужнее эти странные на первый взгляд произведения, в которых пульсирует время.
В этом мире для Бреля вообще нет мертвых вещей. Даже обыкновенный треснутый кирпич стал на обложке журнала живой сентенци