8 сентября 1976 года информационные агентства всего мира передали сенсационную новость: на японском острове Хоккайдо совершил посадку новейший истребитель "МиГ-25", пилот которого попросил политического убежища в США.
Конечно же, американцы досконально изучили устройство истребителя, в результате чего на всех наших военных самолетах пришлось менять электронную систему опознавания "свой-чужой", что обошлось стране в 2 миллиарда полновесных советских рублей. А когда несколько лет спустя наши газеты сообщили, что уг
онщик "МиГа" погиб в Америке в автокатастрофе, большинство советских читателей восприняли это как заслуженную кару изменнику Родины. Самое любопытное в этой истории, что ее герой вовсе и не думал погибать, а как говорится, жив и довольно упитан...
Виктор Беленко родился в Нальчике в рабочей семье
, школу окончил с золотой медалью. Два года проучился в медицинском институте, но потом решил поступать в Армавирское высшее военное училище. После нескольких лет службы летчиком-инструктором получил назначение в одну из частей авиации ПВО, дислоцированную в 200 километрах от Владивостока. Заместите
лю командира 513-й эскадрильи - старшему лейтенанту Беленко (ему вот-вот должны были вручить капитанские погоны) доверили летать на новейшем перехватчике "МиГ-25П". Его машина с бортовым номером "31" была выпущена лишь в феврале 1976-го.
Понедельник 6 сентября 1976 года навсегда останется "черным
" в памяти летчиков авиаполка, в котором служил наш бывший старший лейтенант. В тот день взлетевшее с аэродрома "Чугуевка" звено краснозвездных "МиГов" отрабатывало фигуры высшего пилотажа и перехват воздушных целей. Вдруг одна из машин резко взмыла вверх и столь же стремительно стала падать в океан
, после чего светящаяся точка на экранах радаров погасла. Сослуживцы Виктора предположили, что его самолет потерял управление и разбился, а потому в тот же вечер помянули своего товарища и стали собирать деньги для его жены и малолетнего сына.
В ту минуту, когда злополуч-ный самолет перестал фикс
ироваться радарами, Беленко летел над океаном на высоте всего полсотни метров! Достигнув острова Хоккайдо, он перестал прятаться от локаторов, и тогда на перехват неизвестной цели поднялись два японских истребителя. Вскоре угнанный 'МиГ' оказался на южной оконечности острова и стал самостоятельно сн
ижаться над гражданским аэропортом Хакодате. При этом Беленко едва сумел разминуться со взлетающим "Боингом" японских авиалиний, а потому не "вписался"в длину взлетно-посадочной полосы. Пропахав около 250 метров по траве, "МиГ" замер перед массивной радиоантенной, столкновение с которой погубило бы
и машину, и ее пилота. В баках самолета оставалось топлива лишь на 30 секунд полета, а значит, повторного захода на посадку быть не могло.
Когда руководство СССР осознало, что побег Беленко не удастся скрыть от общественности, появилось сообщение МИДа о том, что старший лейтенант сбился с курса и
из-за нехватки топлива сел в Японии, где ему вкололи какое-то психотропное средство. Даже после того, как предатель попросил политического убежища в США, ему оставили возможность вернуться на Родину. По требованию советской стороны с беглецом была организована встреча. Войдя в комнату, работник наш
его посольства в Японии Садовников сказал: "Советское правительство знает: вы сбились с курса, вас заставили совершить посадку и применили наркотики. Я пришел помочь вам вернуться домой, к любимой жене, сыну!" Беленко прервал его речь такими словами: "Не надо меня агитировать. Я прилетел в Японию до
бровольно". И тогда "дипломат" (на самом деле это был офицер службы безопасности посольства) при свидетелях пригрозил угонщику: "Предатель! Рано или поздно мы тебя найдем. Где бы ты ни был!" Надо полагать, что байка о гибели Беленко в автокатастрофе была сочинена на Лубянской площади для того, чтобы
удержать потенциальных угонщиков самолетов от повторения таких "подвигов".
Хотя нашей стране не удалось заполучить бежавшего пилота, второй участник этой драмы - "МиГ-25" - все-таки вернулся на Родину. Однако перед этим новейший советский перехватчик был доставлен на базу ВВС США в 80 километрах
от Токио. Там его подвергли самому тщательному исследованию, в результате чего американцы узнали очень много совершенно секретной информации. В ночь на 12 октября угнанный самолет перевезли в разобранном виде в тринадцати контейнерах в порт Хитачи, где его давно ожидал советский теплоход. Возвращен
ный японцами "МиГ" в качестве учебного пособия отправили в Даугавпилс (Латвия), где тогда находилось одно из советских авиационных училищ. В конце 80-х годов устаревший к тому времени самолет списали и вывезли на специальную свалку, а местная детвора и курсанты растащили останки его фюзеляжа на суве
ниры.
Получив у американцев политическое убежище (при самом активном содействии тогдашнего президента США), Беленко неплохо устроился за океаном. Несколько лет он преподавал в одной из военных академий технику воздушного боя. Женившись на американке, завел троих детей. После развода, по условиям
брачного контракта, оставил второй жене дом. В 1980-м в содружестве с писателем Джоном Барроном издал книгу "Пилот МиГа" (John Barron, "MIG Pilot"), на которой сумел неплохо заработать. Уже в качестве полноценного гражданина США, объездил весь свет, побывав в 68 странах мира. В настоящее время живет
в Калифорнии, занимаясь торговым бизнесом, в том числе с Россией. Однако, по его признанию, ведя переговоры со своими бывшими соотечественниками, он всегда использует вымышленные имя и фамилию.
Само собой, бывший старший лейтенант вовсе не считает себя негодяем, а свой поступок объясняет исключи
тельно неприятием советской идеологии. Между тем в своем последнем интервью одному популярному американскому журналу Беленко признался, что самое сильное впечатление в США на него произвел... супермаркет. Вот как он сам описывает охватившие его чувства: "Мое первое посещение супермаркета происходило
под присмотром людей из ЦРУ, и я думал, что это была инсценировка. Я не верил в то, что этот магазин может быть настоящим. Мне казалось, что раз я необычный гость, то они могли меня разыграть. Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и без очередей. В России
все привыкли к длинным очередям. Впоследствии, когда я понял, что супермаркет настоящий, я получал удовольствие от знакомства с новыми продуктами. В России того времени, впрочем, и в нынешней - трудно найти хорошие консервы. Поэтому я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты. Однажды
я приобрел баночку с надписью "Обед" и поджарил ее содержимое с картошкой, луком и чесноком - получилось вкусно. Наутро приятели сказали мне, что я съел куриные консервы для кошек. Но они были вкусными! Они были лучше тех консервов для людей, которые и сегодня делают в России!"
Такие откровения
хорошо показывают, о какой именно СВОБОДЕ тайно мечтал советский юноша Витя Беленко. Для достижения своей голубой мечты он согласился терпеть тоталитарную систему, добровольно поступил на службу столь ненавистному ему строю (напомним, что он пришел в армию вовсе не по призыву, а по собственному жела
нию). Затем вступил в партию, притворился коммунистом, хотя членство в КПСС было обязательным лишь для офицеров, начиная с майора. А все потому, что перед нами - человек высокоидейный и целеустремленный, а не какой-нибудь "совок", который готов до конца жизни смиренно стоять в очередях за плохими ко
нсервами.
Военная контрразведка и КГБ провели огромную работу, пытаясь найти подтверждение версии о том, что еще в годы учебы (либо во время отдыха в санатории летом 1976 года) Виктор был завербован американским ЦРУ. А поскольку таких доказательств найдено не было, то любопытно порассуждать вот н
а какую тему: "А мог ли наш герой утолить свои гастрономические запросы, при этом не нанося двухмиллиардного ущерба стране, которая его вырастила и выучила летать?" Казалось бы, ответ напрашивается отрицательный, поскольку в то время лишь евреи-репатрианты имели шанс легально выехать из СССР. Однако
в реальности выбор (раскрывать или нет секреты новейшего "МиГа") у Беленко был. Он вполне мог протаранить своим самолетом какую-нибудь безлюдную сопку (на холодном Хоккайдо полно таких мест), после чего без хлопот приземлиться с парашютом. При этом свои действия можно было объяснить отсутствием вре
мени для поисков аэродрома из-за дефицита топлива в баках.
Если не принимать все-рьез демагогию нашего персонажа о стремлении к "высоким демократическим идеалам", то в осадок выпадет простая как две копейки суть: еще в ходе войны во Вьетнаме американцы раскидывали вокруг аэродромов "северян" лист
овки на русском языке с обещанием заплатить 100 тысяч долларов угонщику советского истребителя новейшей конструкции (надеяться на вынужденную посадку "МиГов" в южном Вьетнаме они не могли, так как нашим пилотам категорически запрещалось пересекать линию фронта). За 10 лет через эту войну прошли тыся
чи советских летчиков, а потому старший лейтенант Беленко наверняка не раз слышал от сослуживцев об обещанном американцами гонораре.
Вот такая невеселая получилась повесть. Повесть о ненастоящем человеке...
P.S. Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 г