Видьядхар Сураджпрасад Найпол, тринидадский прозаик индийского происхождения. Он родился на острове Тринидад в бедной индийской семье.
В 1950 году, получив стипендию для учебы в Оксфордском университете, навсегда покинул родину и поселился в Англии. Писать, вспоминает он, начал лишь потому, что никто не откликнулся на его многочисленные просьбы о работе. Попытка самоубийства в молодости также оказалась неудачной – газ отключили за
неуплату. Зато сейчас у Найпола репутация крупнейшего английского прозаика, «величайшего из живущих англоязычных писателей», как назвала его газета «Гардиан».
Романы «Таинственный массажист» (1957), «Ненастоящие» (1967), «Герилья» (1974). Книга повестей и рассказов «Флаг над островом» (1967). Авт
обиографический роман «Дорога в мир» (1994).
Но по сути Найпол всю жизнь пишет один роман: каждая его книга – о проблемах ассимиляции иммигранта из бывшей колонии, культурного маргинала из постколониальной страны. Романы Найпола – смесь художественной прозы, автобиографии, социального исследовани
я и репортажа, которые погружают читателя в атмосферу элегической меланхолии, одиночества, страхов и комплексов, при этом – неподдельного мужества и иронии, а иногда и горького пессимизма. У судеб его книг все признаки первоклассной литературы: они восторженно принимаются критиками, награждаются все
ми мыслимыми литературными премиями и плохо продаются. Букеровскую премию Найпол получил еще в 1971 году за роман «В свободной стране».
Видьядхар Сураджпрасад Найпол стал вторым английским лауреатом после Уильяма Голдинга, получившего премию в 1983 году. Говорят, что имя Найпола уже лет десять фи
гурировало в шведском списке кандидатов на премию и он давно бы ее получил, будь он «политкорректен» и более либерален.
Видьядхар Найпол удостоен премии за «непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, обсуждать которые, обычно, не принято».
Найпол – яростный противник ис
ламского фундаментализма. Еще 1981 году в книге «Среди верующих» он назвал его проказой, поразившей исламский мир от Ирана и Пакистана до Индонезии и Малайзии, и высказал убеждение, что «неподвижное или отсталое исламское общество» неспособно выработать ответы на вызов, который бросает человечеству
современная эпоха.
Проза и суждения Найпола действительно весьма субъективны. Он ведет замкнутый, чуть ли не отшельнический образ жизни, не связывая себя ни общественной, ни политической деятельностью. О себе он говорит как о «частном лице», призванном быть свидетелем и летописцем человеческой ко
медии. Итог его работы – 14 романов и сборников рассказов и 10 книг эссеистики и путевых заметок.
Подобно всем великим писателям прошлого, – возможно, даже с большей печалью, умудренностью и иронией – В.С. Найпол подносит зеркало к лицу современного человечества.
Последнюю свою книгу «Полжизни