7 марта в рамках городского фестиваля «Режиссер — профессия женская» в театре «Буфф» состоится премьера спектакля «Страсть, па-де-де и т. д.» в постановке актрисы труппы Ники Козоровицкой. Женщина-режиссер не такая уж редкость в петербургских театрах, но случай Вероники уникальный, можно сказать, что в режиссуру ее: бросили, как бросают, чтобы научить плавать.
— Как-то мы разговорились с Исааком Романовичем Штокбантом, художественным руководителем нашего театра, о том, что в труппе много прекрасных актрис, а играют мало, нет ролей, особенно возрастных, — рассказывает Ника. — Буквально через несколько дней я нашла пьесу Птушкиной «Браво, Лауренсия», в которой сразу три героини. Прочитала ее Исааку Романовичу. «Ну, а может, ты и поставишь?» А мне интересно же попробовать, тем более что в актерской профессии не очень-то часто включаешь мозги, а хочется.
— Так вы мечтали о режиссуре?
— И мыслей не было, всегда казалось, что ничего нет дороже и ближе, чем актерское дело. А оказалось, режиссура — такое мое! У меня был один несерьезный опыт — в прошлом году с нашей актрисой Светланой Кифой поставили капустник к 23 февраля.
— Рисковый ваш худрук! Он вмешивался в работу?
— У меня было ощущение, что, выдав мне такой карт-бланш, Исаак Романович немного нервничал, но вел себя максимально корректно, не вмешиваясь. Однажды попросил пригласить на репетицию, посмотрел несколько первых сцен: «Мне все это очень нравится» и потом присутствовал уже на прогоне. Артистам говорил: «Вам повезло, у вас такой хороший режиссер».
— А как к вашим опытам отнесся муж, Евгений Александров, ведущий актер «Буффа»?
— Переживал, приходил на репетиции, о чем-то беседовал с артистами. Надеюсь, он мной гордится (улыбается).
— Вы продолжали играть свои роли, когда готовили премьеру?
— Если была возможность, договаривалась о замене. Я не умею параллельно делать несколько вещей. Работа над спектаклем захватывает целиком, в тебе запускается реакция, которая идет постоянно. Можно заниматься другим, думать о другом, вот, к примеру, чистишь картошку и вдруг — раз! — выскакивает решение сцены, которое никак не приходило.
— Режиссерский опыт изменил вас как актрису?
— Мне стало неинтересно играть, все время начинаешь смотреть со стороны, включаешь мозги.
— У вас такой аналитический ум?
— Наверное, сказалось, что я училась в университете, готовилась стать филологом. Потом перешла на журналистику, потому что поняла, что не могу посвятить жизнь осмыслению того, чем морфонема «ы» отличается от морфонемы «и». При этом всегда хотела стать актрисой, играла в школьном театре, в детстве училась в хореографическом училище, откуда родители забрали меня силой, потому что папа — а он ученый — как-то проверил мои школьные знания и пришел в ужас.
После третьего курса университета, втайне от родителей, я приехала из Свердловска в Петербург поступать в театральный институт. Начинала учиться у Кацмана, а потом перешла к Штокбанту. Очень рада, что работаю в «Буффе», потому что это театр радости, у нас в основном идут комедии.
— Наверное, уже задумали новый спектакль, и это будет...
— Только комедия! Другое мне неинтересно, а этот жанр знаю, чувствую, он мне родной. Любимые режиссеры — Марк Захаров и Эльдар Рязанов.
— Спектакль прошел пару раз, приближается третий, вы как режиссер все успели, или, как перед экзаменом, не хватает одного дня?
— Тут напрашивается ассоциация со Жванецким, который писал, что ремонт закончить нельзя, его можно только прекратить. Так и комедия: невозможно «окончательно поставить», в какой-то момент надо выходить на зрителя, комедия делается вместе с ним. Мне было безумно интересно сидеть в зале, совершенно непредсказуемые реплики и реакции: там, где мне казалось смешно, смотрю, женщина плачет.
— Существует разница между мужской и женской режиссурой?
— Мне кажется, мужчин волнуют более глобальные, умозрительные, головные вещи, женщины работают скрупулезнее, тоньше, по масштабам может и мельче, но зато у них более чувственная история получается.