Вероника Дударова – народная артистка СССР (1977), народная артистка России (1960), народная артистка Удмуртии (1964), народная артистка Республики Северная Осетия–Алания (1996), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), Северо-Осетинской АССР (1949), лауреат Государственной премии России (1980), Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия–Алания (2001). Вероника Борисовна награждена орденами Октябрьской Революции (1986), «Знак Почета» (1967), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), медалью «Во славу Осетии» (1996). Она – академик Международной академии творчества (1999). Почетный гражданин городов Буэнос-Айрес и Владикавказ. Именем В.Б. Дударовой названа одна из малых планет Солнечной системы (1999).
Родилась в Баку, в осетинской семье. Отец работал инженером на нефтяных промыслах, затем в ВСНХ, мать воспитывала трех дочерей.
Начальное музыкальное образование Вероника получила в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, где теоретическими предметами и дирижированием с учащимися занимался австрийский дирижер Стефан Штрассер. В 1933–1937 годах она училась на фортепианном отделении музыкального училища при Ленинградской консерватории (класс П. Серебрякова). С 1939 по 1947 год Вероника Дударова была студенткой факультета симфонического дирижирования Московской консерватории (классы Л. Гинзбурга, затем Н. Аносова).
В 1944 году Вероника Дударова работала дирижером Центрального детского театра в Москве, в 1945–1946 годах – дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории. С 1947 года В. Дударова – дирижер, а с 1960 по 1989 год – главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра. С 1991 года она – организатор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой (ныне – Симфонический оркестр России). В начале 2003 года Вероника Дударова пригласила на должность главного дирижера Симфонического оркестра России заслуженного артиста России Павла Сорокина. Вероника Борисовна остается художественным руководителем оркестра.
Вероника Борисовна Дударова – выдающийся симфонический дирижер современности. Она – единственная в мире женщина-дирижер, возглавляющая в течение стольких лет коллективы больших симфонических оркестров.
Сочетание высокой духовности, глубины и страстности, импровизационности и отточенности, цельности, блестящей дирижерской техники и элегантного артистизма определяет особенности исполнительского стиля дирижера. Имя Вероники Дударовой легендарно, оно стало синонимом эталонного музыкального исполнения, феноменального дарования, успешной творческой судьбы, редкой работоспособности.
Вероника Дударова – дирижер неограниченных репертуарных возможностей, чуткий интерпретатор русской и советской классики, современных авангардных партитур и музыки барокко, сочинений европейского классицизма и романтизма. Художник огромного темперамента и динамизма, тонкого чувства стиля, формы, удивительного тембрового слуха, Вероника Дударова отдает предпочтение масштабным симфоническим полотнам и программной музыке. В числе лучших исполнений дирижера – «Месса си минор» Баха, «Stabat Mater» Перголези, «Реквием» Верди, «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Реквием» Моцарта, «Курские песни», «Патетическая оратория» Свиридова, симфонии Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Мясковского, программные сочинения Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля, Гершвина.
Исполнительское искусство Вероники Дударовой жизнеутверждающе и оптимистично. В нем главенствует высокий романтический дух, царит атмосфера доверительного взаимопонимания с публикой. Трактовки дирижера привлекают свежестью концепций, пламенностью чувств, убедительностью драматургических решений.
Искусство В.Б. Дударовой составляет целую эпоху в отечественном музыкальном исполнительстве и опирается на высокие идеалы русской демократической культуры. Творческое долголетие сочетается в музыканте с великолепной артистической формой и душевной молодостью, широта интересов – с саморазвитием и целеустремленностью.
В 1940–1960 годы В. Дударова сформировалась как художник открытого, искреннего искусства, как выдающийся просветитель. В 1970–1980-е, не порывая с прежними художественными устремлениями, дирижер становится апологетом романтического, полного импульса и порыва исполнительства. В 1990–2000-е годы в творчестве дирижера все явственней проступают классические тенденции, черты искусства философской глубины, сдержанной простоты и ясности.
С именем В. Дударовой связано становление и развитие симфонических фестивальных традиций в городах России. Дирижер неоднократно выступала с концертами в фестивалях Чайковского в Ижевске и Воткинске, Глинки – в Смоленске, Рахманинова – в Тамбове, Шостаковича – в Волгограде, в фестивалях, концертах, конкурсах в Ростове-на-Дону, Иркутске, Костроме, Рязани, Владикавказе, Сочи, Калининграде, Иваново, Калуге и других городах.
Прекрасный интерпретатор современной музыки, В. Дударова активно пропагандирует сочинения отечественных авторов. Особенно плодотворно сотрудничество дирижера с композиторами Г. Свиридовым, А. Хачатуряном, Т. Хренниковым, А. Эшпаем, Р. Щедриным, М.Таривердиевым, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Ш. Чалаевым, А. Чайковским, А Головиным и др.
В. Дударова – чуткий ансамблист. В ее концертах выступали и выступают прославленные солисты, звезды мировой величины, такие как О. Каган, Л. Коган, И. Козловский, Т. Николаева, В. Виардо, А. Гаврилов, Н. Гутман, Л. Исакадзе, В. Крайнев, Г. Кремер, Т. Милашкина, М. Плетнев, Т. Синявская, А. Слободяник, Г. Соколов, В. Спиваков, Л. Тимофеева, В. Третьяков и др.
Дирижером записана музыка к около 50 кинофильмам, среди которых «Сорок первый», «Идиот», «6 июля», «Дневные звезды», «Нахаленок», «Журавушка». Осуществленные В. Дударовой записи русской и зарубежной музыкальной классики входят в золотой фонд государственного радио и телевидения, неоднократно признавались экспертами лучшими на рынке мировой музыкальной аудиопродукции.
С первых дней артистической карьеры В. Дударова серьезно занимается музыкальным просветительством и воспитанием подрастающего поколения. Воскресные симфонические концерты в Большом зале консерватории, концертном зале «Россия», вечера для юношества в Колонном зале (Москва), детские симфонические лектории в городах России, выступления с юными музыкантами – таковы основные формы разнообразной и серьезной работы дирижера с молодежью. Незаурядный педагогический дар дирижера проявляется и в каждодневной репетиционной работе с оркестрантами и солистами. В. Дударова воспитала сотни высококвалифицированных оркестровых музыкантов.
Вероника Дударова неоднократно гастролировала в странах Европы, Азии, Латинской Америки, вызывая восторги публики и критики. Вот несколько откликов прессы о ее выступлениях в разных странах мира.
«Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент... Вероника Дударова ведет оркестр скрупулезно, с полной отдачей своей профессии. Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши. Наиболее ярко волевое начало дирижерской палочки Дударовой проявилось в Шестой симфонии Шостаковича» («Ван Гвардиа», Барселона, 1986, 7 марта).
«Концерт Стамбульского государственного симфонического оркестра под управлением советского дирижера Дударовой… носил характер просветительского семинара не только для участников оркестра и музыкантов, но и для всех слушателей. У Дударовой есть магический талисман, который мы до настоящего времени видели у небольшого числа дирижеров. Я имела возможность присутствовать на репетициях таких великих дирижеров, как Л. Бернстайн, Т. Бичем, Г. фон Караян, К. Аббадо, Б. Хайтинк. Они дирижируют оркестрами мирового класса. У каждого из них есть свой почерк, свой метод и подход к объединению оркестра. Дударова обладает особого рода магнетизмом, которого нет даже у этих великих дирижеров. Именно поэтому она нам ближе, чем все остальные» (Турция, «Джумхуриет», 1985, 24 апреля).
«За великолепное исполнение концерта наивысших слов признания заслуживает весь оркестр, а особенно Вероника Дударова, которая в своем лице сочетает наилучшие черты артиста, музыканта, скульптора, дирижера и режиссера звуков» (из югославской прессы).
«Дирижируя “Вальсом” Равеля, она добивалась нужного звучания оркестра, как художник, который разбирает различные оттенки, чтобы запечатлеть свой замысел на холсте. Превосходный дирижер!» («Куба», 1969, июль).
«Сеньора Дударова предстала как сенсационное явление в истории музыки нашей страны... Дударова вела оркестр в превосходной манере, оттеняя малейшие нюансы, позволяя тем самым добиваться прекрасного исполнения» (Мексика, «Эль Националь», 1975, 29 июля).
«Аплодисменты публики свидетельствовали о полном понимании интерпретации Дударовой и признании игры оркестра. Вероника Дударова – это дирижер высокого класса, впечатляющий музыкант, достигающий в каждом такте партитуры сути музыкального произведения. Манера дирижирования, очень красивая и оригинальная, исключает плохую игру оркестра» (Польша, «Глос роботницки», 1985, 16 марта).
«Интерпретация Дударовой “Франчески да Римини” относится к наивысшим художественным достижениям оркестра Белградской филармонии» («Политика экспресс», 1975, 3 апреля).
«Работу Вероники Дударовой с оркестром можно сравнить с трактовкой Малера Гербертом фон Караяном, и оркестр г. Оденсе играл так согласованно и в то же время своеобразно, что можно утверждать, что ни один датский оркестр не достигал прежде такого понимания Малера. Дударова со своей способностью передавать психологические состояния в звуке сделала голос оркестра почти зримым» («Юлландспостен», 1976, 28 февраля).
«Концерт Гевандхауза представил возможность познакомиться с ослепительным дирижером-женщиной... Вероника Дударова была охарактеризована критикой как “пламенный” дирижер, и действительно, ее дирижирование, жесты имеют нечто общее со сверкающими языками пламени» (из отзывов прессы ГДР. Цит. по: «Социалистическая Осетия», 1979, 28 июля).
«Такую музыку город слышит впервые. Среда 15 октября будет навсегда записана в истории Эстерзунда. В этот вечер женщина-дирижер дирижировала элитарным оркестром, насчитывающим более ста человек. Ее зовут Вероника Дударова, и у нее есть основания для того, чтобы высечь ее имя золотыми буквами» (Швеция, «Лестиднинген», 1986, 16 октября).
Вероника Дударова – народная артистка СССР (1977), народная артистка России (1960), народная артистка Удмуртии (1964), народная артистка Республики Северная Осетия–Алания (1996), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), Северо-Осетинской АССР (1949), лауреат Государственной премии России (1980), Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия–Алания (2001). Вероника Борисовна награждена орденами Октябрьской Революции (1986), «Знак Почета» (1967), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), медалью «Во славу Осетии» (1996). Она – академик Международной академии творчества (1999). Почетный гражданин городов Буэнос-Айрес и Владикавказ. Именем В.Б. Дударовой названа одна из малых планет Солнечной системы (1999).
Живет и работает в Москве.