Немецкий актер, прославившийся ролями в фильмах эпохи немецкого экспрессионизма.
Вернер Йоханнес Краус родился 23 июня 1884 в Гестунгсхаузене под Кобургом в семье почтового чиновника Пауля Крауса и его жены Каролины Вуст. После смерти деда, священника в Гестунгсхаузене, у которого он растёт, в 1887 возвращается к родителям в Бреслау. В 1891 его отца переводят в Лейпциг, позже увольняют и определяют в психиатрическую лечебницу. В 1893 Краус возвращается вместе с матерью в Бреслау. С 1898 он по желанию семьи учится на подготовительном отделении евангелического учительского института в Бреслау. С 1901 посещает учительский семинар в Кройцберге. В 1902 его отчисляют из института из-за выступлений в качестве статиста на сцене театра в Бреслау; Краус решает стать актёром и выступает в бродячих труппах и провинциальных театрах. В 1913 он приезжает в Берлин и поступает в труппу театра Макса Рейнхардта. В 1915 его призывают в армию. Он увольняется после трехмесячной службы кадетом в Киле.
С 1916, выступая у Рейнхардта лишь в небольших ролях, Краус начинает играть в кино. После дебюта в фильме «Рассказы Гоффмана» Рихарда Освальда, с которым он часто работает, это прежде всего детективы, мелодрамы и так называемые «просветительские фильмы». Взлет его карьеры в театре и кино начинается после Первой мировой войны. В фильме «Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1919) ему удается, наряду с Конрадом Фейдтом в роли сомнамбулы Чезаре, подогнать свой исполнительский с
тиль под экспрессионистские декорации и тем самым сохранить баланс между реальностью и воображением.
С ноября 1923 по июнь 1924 Краус находится в Нью-Йорке, где он участвует в постановке пантомимы «Чудо» Макса Рейнхардта по Карлу Фолльмёлеру. По возвращении он работает в Государственном театре (1924—1926, 1931—1933), в Немецком театре (1926—1931) и в Бургтеатре в Вене (1928—1929).
В начале 30-х в Немецком театре Краус исполняет свои самые успешные и популярные роли — Вильгельма Фогта в «Капитане из Кёпеника» и Маттиаса Клаузена в «Перед заходом солнца».
С января 1933 по истечении контракта в Государственном театре он снова работает в Бургтеатре в Вене. Одна из его первых ролей — Наполеон в спектакле «Сто дней» по пьесе Бенито Муссолини и Джоваккино Форцано. В результате его принимает «дуче». Встречи с министром пропаганды Йозефом Геббельсом, который назначает его заместителем президента имперской театральной палаты (1933—1935), и Гитлером подчеркивают роль Крауса в качестве важного деятеля культуры Третьего рейха. В сентябре-октябре 1933 со спектаклем «Перед заходом солнца» (на английском языке) он выступает с гастролями в Лондоне. С 1934 Краус, помимо работы в Вене, снова выступает на сцене Государственного театра в Берлине. В 1935 он отправляется на длительные гастроли в Латинскую Америку. Летом 1937 на фестивале в Зальцбурге в последний раз работает с Максом Рейнхардтом: в его по
становке «Фауста» Краус играет Мефисто.
В звуковом кино Краус появляется редко, при этом в основном участвует в «особо ценных в государственно-политическом отношении» фильмах, таких как «Роберт Кох, победитель смерти» (Robert Koch, der Bekämpfer des Todes, 1939), «Отставка» (Entlassung, 1942), «Парацельс» (Paracelsus, 1943), в советском прокате — «Чудесный исцелитель».
В антисемитском фильме «Еврей Зюсс» (Jud Süß, 1940) Краус исполняет пять разных ролей евреев, чтобы, по словам режиссера Файта Харлана, показать, «что все эти различные темпераменты и характеры (…) в конечном итоге имеют одни корни» (Der Film, 20.01.1940).
В момент окончания Второй мировой войны Краус находится в своем доме на Мондзее в Зальцкаммергуте. В августе 1946 его высылают из Австрии, и он поселяется в Штутгарте. В мае 1948 в ходе разбирательства по третьему гражданскому иску его относят к группе лиц, «запятнанных в незначительной степени» и приговаривают к оплате судебных издержек в размере 5000 марок — помимо участия в фильме «Еврей Зюсс» его обвиняли в том, что в 1943 в спектакле Бургтеатра «Венецианский купец» он изобразил Шейлока в качестве «антисемитской карикатуры».
Краус возвращается в Вену, получает австрийское гражданство и работает в Бургтеатре. 23 октября 1958 во время спектакля «Король Лир» он падает на сцене в обморок; умирает после продолжительной болезни 20 октября 1959 в Вене