После съемок 'Спасительного рассвета' изнуренный, похудевший на 25 килограмм Кристиан Бэйл заявил, что Вернер Херцог – это человек, способный отвезти в ад и обратно. Эти слова Бэйла как нельзя лучше характеризуют немецкого режиссера, которого уже давно называют безумцем и одержимым. Ради того, чтобы фильм вышел реалистичным, Херцог готов даже пожертвовать жизнью участника съемочной группы.
Вернер Херцог появился на свет в Мюнхене 5 сентября 1942 года. Его отец был коренным немцем, а мать происходила родом из Югославии. Во время Второй мировой войны их дом в Мюнхене был разрушен, поэтому семья переехала в баварскую деревушку Захранг. Жизнь среди дикой природы сильно повлияла на мировоззрение Вернера и наложила отпечаток на его творчество.
Когда Херцогу исполнилось 12 лет, они с матерью вернулись в Мюнхен. Там на съемной квартире будущий режиссер познакомился с психически неуравновешенным киноактером Клаусом Кински, который позже сыграет во всех главных его фильмах. Через несколько лет Вернер увлекся кино. Энциклопедия о киноискусстве была изучена им досконально, и тогда о
н решил самостоятельно поставить фильм. Для осуществления своей мечты Херцогу пришлось украсть кинокамеру из киношколы в Мюнхене. Свой поступок он не считает преступлением и говорит, что это было простой необходимостью.
В 1961 году Вернер поступил в Мюнхенский Университет, где изучал театр, литературу и историю. Будучи студентом, он снял свою первую короткометражку 'Геракл' (1962), а вскоре основал собственную киностудию. Это удалось осуществить благодаря работе на сталелитейном заводе.
В 60-е годы Херцог много путешествовал по миру. Он посетил европейские страны, Южную Америку, побывал в США, где даже несколько недель обучался в Питтсбурге в Университете Дюкейн. Он продолжал снимать короткометражные и
окументальные ленты, а также писал сценарии. За один из них ('Призраки огня') он получил приз им. Карла Майера.
Дебютный игровой фильм Херцога 'И карлики начинали с малого' (1970) вызвал настоящий скандал на родине. Он был запрещен в Германии, однако международное сообщество отнеслось к нему с пониманием. В истории об анархистах-лилипутах, которые подняли бунт в исправительной колонии, критики увидели жуткую аллегорию политической жизни.
Съемки фильма – это отдельная история. Впервые Вернер продемонстрировал свою сущность режиссера, граничащую с безумием. Так, во время съемок один из карликов был сбит автомобилем, а одного чудом спасли, когда он загорелся. Видя недовольство актеров
режиссер пообещал, что если все они до конца съемок останутся невредимыми, он прыгнет ради их развлечения в заросли кактуса. И ему пришлось это сделать.
Через два года Вернер вместе с Клаусом Кински и малочисленной съемочной группой отправился в Амазонку, где снял подлинный шедевр 'Агирре, гнев Божий' (1972). В центре повествования картины – история обезумевшего офицера Лопе де Агирра, решившего завладеть золотом инков и стать единоличным властелином мира.
Желая заснять уникальную картинку, Херцог выбирал самые опасные места, подвергая своих сотрудников экстремальному риску. На съемочную группу неоднократно нападали индейские племена, в результате чего несколько человек пострадало. С Клаусом Кински тож
не складывались отношения. Когда актер решил покинуть проект, Вернер выхватил пистолет и сказал, что убьет его, а затем себя. Его взгляд был настолько суровым, что Кински поверил ему и остался. Позже режиссер вспоминал, что не мог поступить иначе, ведь фильм был гораздо важнее их жизней.
Возможно, Херцог был прав. Картина принесла ее создателям всемирную известность и поставила режиссера в один ряд с лучшими мастерами немецкого кино. Невероятный успех закрепил фильм 'Каждый за себя, а Бог против всех' (1974), рассказывающий реальную историю о найденыше Каспаре Хаузере, который 20 лет находился в изоляции от общества. Чтобы с полной достоверностью передать состояние героя, Вернер пригласил на главную рол
уличного музыканта, который большую часть жизни провел в психбольнице. Именно его непрофессиональная аутентичность исполнения стала основной темой разговоров в Каннах, где картина была удостоена специального приза FIPRESCI.
Несмотря на натянутые отношения с Кински, режиссер продолжал с ним сотрудничать. Результатом их работы стало четыре фильма, самым известным из которых является 'Фицкарральдо' (1982). На Каннском киносмотре Херцогу вручили награду за лучшую режиссуру, но в Германии сильно раскритиковали за пренебрежительное отношение к человеческим жизням. На съемках, которые проходили в Перу, несколько членов съемочной группы погибло.
Три художественные картины, последовавш
е за 'Фицкарральдо', были приняты публикой прохладно и в целом считаются неудачными. В течение десяти лет режиссер снимал только документальные ленты. В 2001 году Херцог поселился в Лос-Анджелесе и вернулся к игровому кино. В США он снял такие известные картины, как 'Спасительный рассвет' (2007) с Кристианом Бэйлом и 'Плохой лейтенант' (2009) с Николасом Кейджем.
Несмотря на то, что режиссер стал сотрудничать с голливудскими компаниями, он не изменил своей традиции снимать экстремальное кино. Особенно большой резонанс вызвали съемки 'Спасительного рассвета', во время которых Херцог заставил похудеть Бэйла на 25 килограммов (а чтобы актеру не было скучно, и сам похудел на 13) и съесть живую змею. По слова
Кристиана, это было настоящим путешествием в ад.
Последняя картина режиссера 'Мой сын, мой сын, что ты наделал' (2009) участвовала в программе Венецианского фестиваля, где вызвала неоднозначные отзывы. В 2010 году Херцог председательствовал на Берлинском киносмотре, отметив несколькими наградами российскую кинокартину 'Как я провел этим летом'.
Вернер Херцог был трижды женат и имеет троих детей, которые пошли по пути отца и выбрали творческие профессии. Его старший сын Рудольф является режиссером и продюсером, дочь Ханна профессионально занимается фотографией, а младший сын Симон учится в Колумбийском Университете. Последней избранницей режиссера стала американка Лена, на которой он женился в 1999 году