Немногим актрисам удаётся стабильно сниматься в кино при всех причудах киномоды. Вере Глаголевой это удалось. Она начала сниматься сразу после окончания школы. Её совсем юные трогательные героини из фильмов "В четверг и больше никогда", "Торпедоносцы", "Выйти замуж за капитана", "Зонтик для новобрачных" сразу же завоевали симпатии зрителей.
Немногим актрисам удаётся стабильно сниматься в кино при всех причудах киномоды. Вере Глаголевой это удалось. Она начала сниматься сразу после окончания школы. Её совсем юные трогательные героини из фильмов "В четверг и больше никогда", "Торпедоносцы", "Выйти замуж за капитана", "Зонтик для новобрачных" сразу же завоевали симпатии зрителей.
Сегодня кажется, что время совсем не властно над ней. Прошли годы, а она осталась такой же юной и женственной. Её Вера из мелодрамы "Женщин обижать не рекомендуется" или майор налоговой полиции Ольга Кочкина из телесериала "Маросейка, 12", как и раньше, трогают своей хрупкостью и удивляют неколебимой деловитостью. Недавно Вера Глаголева вышла и на театральные подмостки. Сейчас она играет в нескольких антрепризных спектаклях.
С Верой Глаголевой беседует наш корреспондент Елена Владимирова.
- Вы снялись уже не в одном десятке фильмов, и все ваши героини такие милые, обаятельные, всегда положительные женщины. Вам никогда не хотелось сыграть что-то совсем иное? Например, какую-нибудь стерву, хамку, хапугу...
- Никогда. У меня есть определённый имидж, и я не хочу его менять. Зачем мне перевоплощаться в человека, который по жизни мне несимпатичен?
К тому же я не могу сказать, что все мои героини такие уж безоговорочно хорошие. Например, в "Наследницах" иногда именно моя Вера создаёт конфликтные ситуации, отстаивая свои интересы. Ещё в начале 80-х я снялась в картине "Преферанс по пятницам". Это была одна из первых наших картин об отечественных мафиозных разборках, и я играла в ней вовсе не положительную героиню. Но внутренне я всё равно её оправдывала, потому что неблаговидные поступки она совершала ради любви.
- Вы начали сниматься очень рано и актёрского образования так и не получили. Не жалеете об этом?
- У меня всегда не хватало времени на учебу. Я всё время работала, и это казалось важнее. В своё время Анатолий Васильевич Эфрос говорил, что это мне и не нужно. На самом деле он - единственный человек, у которого мне бы очень хотелось учиться. К сожалению, судьба так распорядилась, что он ушёл из жизни слишком рано.
- Вы начали работать в театре совсем недавно, будучи уже популярной киноактрисой, но ведь такая возможность была у вас значительно раньше?
- Да, когда я снималась у Эфроса, он предложил мне прекрасную роль в театре - Верочку в "Месяце в деревне". Но тогда этого не случилось, о чем я, конечно, очень-очень жалею.
- А что же помешало
- Против был мой первый муж, Родион Нахапетов. Он хотел, чтобы я всегда была при нем, время от времени снималась, а не играла в театре. Он предпочитал иметь просто жену, а не актрису. Анатолий Васильевич как человек очень тонкий и умный, видимо, догадался об этом и сказал мне: "Если Родион против, ты ему передай, что у тебя не будет жесткого режима. Я всегда буду отпускать тебя на съёмки". Но, увы, не сложилось. Не сумела настоять на своём.
- Кому же всё-таки удалось соблазнить вас сценой?
- Михаилу Левитину. Он поставил у себя в театре "Эрмитаж" спектакль "Нищий, или Смерть Занда" по черновикам пьесы Юрия Олеши. Мне этот спектакль очень нравился. Героиню в нём тогда играла Марина Шиманская. Театр готовился к гастролям, а у неё был маленький ребенок, и было непонятно, сможет ли она оставить его. В это время мы снимались с Олей Остроумовой - в то время женой Левитина - в сериале "Женщины, которым повезло". И мне предложили вводиться на эту роль. Уже начала репетировать, но, славу Богу, всё устроилось без меня - Марина нашла няню. Я очень обрадовалась, потому что как раз начала снимать свой собственный фильм, и мне надо было уезжать на съёмки. Спектакль прекрасно живет без меня до сих пор.
А на сцену я вышла позже, в одном из первых антрепризных спектаклей - "Джазмен". Там, кроме меня, были заняты Ира Печерникова, Александр Фатюшин и Василий Бочкарёв. Интересно, что живую музыку там играл знаменитый джазмен Алексей Козлов. После его сольных номеров, надо признаться, актерам приходилось нелегко. По существу, это и был мой театральный дебют.
Прошло несколько лет, и вдруг года три назад мне позвонил Леонид Трушкин и попросил срочно ввестись в уже готовый спектакль "Поза эмигранта" вместо Жени Симоновой. Она успешно играла там героиню, но спектакль должен был ехать на гастроли, а Женя поехать не могла. Я ввелась и в первый раз сыграла уже на гастролях в Израиле.
- У вашей героини в этом спектакле очень трогательные, дружеские отношения с сыном. А как складываются ваши собственные отношения с детьми?
- У меня всё-таки не сын, а дочери - это большая разница. Но наши отношения тоже весьма дружеские.
- Ваши дочери родились в актёрской семье. У них не возникает желания пойти по родительским стопам?
- Я думаю, возникает. Но одного желания мало, надо что-то делать, чтобы оно осуществилось. Для начала хотя бы попытаться. Ни одна ни другая таких попыток не делали. При этом я, отлично понимая
страшную зависимость от этой профессии, никогда их не уговаривала. Они сами выбрали себе профессии. Старшая дочь решила стать балериной, а средняя учится в Америке по специальности компьютерная графика. Младшая дочь Настя сейчас начала сниматься. Она должна сыграть девочку, которая помогает собаке, спасает её. Настя очень любит животных, любит фильмы о них, поэтому, думаю, ей будет интересно. У нас живёт дворовый пес, которого лет десять назад подобрали на улице мои старшие дочери. Он - любимый член нашей семьи. Мы с ним даже выступили в телевизионном "Дог-шоу". Ещё у нас есть попугай жако. Мой муж Кирилл привёз его из Африки совсем маленьким. У нас он вырос и научился говорить. Говорит он потрясающе, совершенно человеческим голосом, причём не отдельные слова, а целые фразы.
- Вас вполне можно назвать удачливой актрисой, вашей популярности можно позавидовать. А вы завидуете чьему-нибудь успеху?
- Зависть не очень хорошее чувство. Если меня трогает какая-то картина, я иногда сожалею, что там не сыграла. Мне, например, очень нравится "Дневник его жены". Я вообще люблю это время, люблю Бунина. Сняться в картине такого уровня было бы счастьем, хотя роли для себя я там не вижу. И "Лунный папа" мне очень нравится, но и там мне нечего было бы играть.
- Отчего вдруг вы, актриса, много и успешно играющая, решили стать за камеру и сделаться режиссером?
- Мне всегда это было интересно. Видимо, везло как актрисе на режиссёров-личностей: Аранович, Мельников, Таланкин. Шёл 1990 год, год шальных денег, когда снимали все, кому не лень. А сценарий "Сломанного света" (в нём была какая-то тайная грусть, тоска) совпал с моим настроением. Мы как раз тогда разводились с Нахапетовым, я понимала, что он не вернется из Америки. И я решила проверить себя на выносливость. Надо было искать спонсоров, выбирать актёров, начинать съёмки: личные проблемы сразу отошли на второй план. Я вообще считаю, что в кино не нужно рассказывать о себе, вовлекая всех в свои проблемы. Этого делать ни в коем случае нельзя. Нужна не тайна, нет, нужна дистанция.
- "Сломанный свет" вы сняли десять лет назад, да и прошёл он как-то не слишком заметно. У вас не возникает желания вновь обратиться к режиссуре?
- Возникает. Но пока я не вижу сценария, который бы меня так уж захватил, чтобы хотелось его снять. Да и заниматься добыванием денег, хождением по банкам мне противно.
- А про что бы вам хотелось снимать?
- Естественно, про любовь.