Водовозов Василий Иванович - выдающийся педагог (1825 - 1886). Родился в семье крупного петербургского коммерсанта, ко времени рождения Василия Ивановича обедневшего.
Водовозов Василий Иванович - выдающийся педагог (1825 - 1886). Родился в семье крупного петербургского коммерсанта, ко времени рождения Василия Ивановича обедневшего. Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Как учитель варшавской гимназии и преподаватель в частных домах Водовозов обнаружил выдающийся педагогический талант и был очень любим учениками. Уже тогда он знал хорошо 10 разных языков, древних и новых, с которых переводил в стихах и прозе. Одновременно у него зародились планы работ по русской грамматике и преподаванию русской словесности. Желание работать в более удобной научной обстановке заставило его стремиться в Петербург. При помощи оценившего его в университете Никитенко Водовозов переехал в столицу (1851), где преподавал в нескольких учебных заведениях и помещал свои произведения в повременных изданиях. Первой статьей его были "Заметки о современном образовании в Германии" в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1856), в котором он, благодаря Ушинскому , стал одним из деятельнейших сотрудников. Печатал Водовозов статьи по педагогической теории и практике, по истории античной литературы, по теории русской словесности кроме "Журнала Министерства Народного Просвещения", в "Библиотеке для чтения", "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Современнике", "Русском Слове" и других изданиях. Вскоре Водовозов, в числе прочих педагогов-новаторов, был приглашен Ушинским в Смольный институт. Все вместе они и ушли оттуда с наступлением реакции. Известность Водовозова, как выдающегося педагога, была уже упрочена. Работая в воскресных школах, в казенных учебных заведениях, Водовозов преследовал всегда одну цель - выработку для русской школы правильной педагогической системы на общечеловеческой основе. В 1862 г. Водовозов женился на Е.Н. Цевловской . Материальное положение его было очень незавидно. Особенно плохо пришлось семье, когда Водовозова устранили от преподавания в 1-й санкт-петербургской гимназии, вследствие его протеста против толстовского классицизма. Ни уроки, ни литературные труды не давали достаточно средств к жизни, пока Водовозов не издал давно подготовлявшуюся им "Книгу для первоначального чтения". Выдающиеся педагогические достоинства ее были оценены общественными и казенными учебными учреждениями. Водовозов выступал с публичными чтениями и рефератами, работал в комитете грамотности, руководил учительскими курсами и переводил произведения древних и новых классиков. Подробная биография Водовозова, характеристика его научно-педагогических взглядов и идей, оценка его педагогической и литературной деятельности даны в книге В.И. Семевского , "Василий Иванович Водовозов" (Санкт-Петербург, 1888); там же перечень трудов Водовозова и список некоторых отзывов о нем. Главнейшие труды Водовозова: "Книга для первоначального чтения" (20-е издание, Санкт-Петербург, 1896); "Книга для учителей" (5-е издание, 1879); "Русские сказки в стихах" (1883); "Рассказы и стихотворения для детей" (3-е издание, 1904); "Словесность в образцах и разборах" (6-е издание, 1905); "Новая русская литература" (7-е издание, 1908); "Переводы в стихах и оригинальные стихотворения" (1888); "Рассказы из русской истории" (выпуск 1, издание 13-е), выпуск 2, издание 11-е, 1911); "Очерки из русской истории XVIII в." (3-е издание, 1904).