В течение 15 лет (1881-96) был инспектором народных училищ (сначала в Смоленской губернии, а затем в Москве). Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений.
Вахтеров Василий Порфирьевич русский педагог, методист начальной школы. Родился в семье консисторского сторожа. Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В течение 15 лет (1881-96) был инспектором народных училищ (сначала в Смоленской губернии, а затем в Москве). Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 1896 Вахтеров вынужден был уйти в отставку, т. к. департамент полиции квалифицировал его деятельность как "прикрытие среди учителей Москвы неблагонадёжного элемента". С 1898 по 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и других городах. С 1893 по 1903 работал в школе при Тверской мануфактуре Морозовой. В 1903 был арестован за якобы противоправительственную агитацию в школе и среди рабочих и выслан в Новгородскую губернию. В годы Революции 1905-07 Вахтеров много сил отдал организации учительского союза, позднее принимал активное участие в работе различных съездов и курсов. Большой вклад внёс в теорию и практику начного обучения (работы «Предметный метод обучения», 1907, и «Основы новой педагогики», 1913). В методике классного чтения, как и в методике обучения грамоте, Вахтеров развивал идеи К. Д. Ушинского. Крупным достижением Вахтерова являются его книги для классного чтения «Мир в рассказах для детей» (1902). Они были построены на основе принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию, географии, истории. «Русский букварь» Вахтерова (1898) неоднократно переиздавался. Вахтеров всегда находился в рядах демократических сил, но его демократизм был ограничен идеями либерального народничества. Вахтеров не понял всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции и вначале отказался от участия в проведении реформы народного образования. В последующие годы он преподавал на красноармейских курсах ликвидации неграмотности, на курсах подготовки учителей 2-й ступени. В 1923-24 лектор на педагогическом ф-те 2-го МГУ. Лит.: [Попова Н. И.], В. П. Вахтеров (1853 - 1924), в кн.: Методисты советской начальной школы, М., 1958; Вахтерева Э. О., В. П. Вахтеров, его жизнь и работа, М., 1961.
Источник: Большая Советская Энциклопедия