Тучков Василий Михайлович (ск. 1548), автор 3-й редакции «Жития Михаила Клопского».
Тучков принадлежал к московскому боярству («от благородных бо родителей бех»): его отец, Михаил Васильевич, в 30-е XVI в. входил в число приближенных Василия III, а его племянником был кн. А. М. Курбский. Сам Тучков, хотя и выполнял ответственные правительственные поручения, высоких чинов не достиг.
В 1538 как сторонники Бельских отец и сын Тучковы попали в опалу.
Тучков интересовался «внешними» науками, посещал келью Максима Грека. Святогорский старец адресовал ему, по крайней мере, 3 послания и сделал для него подборки переводных статей из энциклопедического Лексикона Свиды (одна из этих по
дборок попала позднее к А. М. Курбскому). Однако на церковном Соборе 1525 Тучков выступил со свидетельскими показаниями против Максима Грека. В 1544—45 по заказу Тучкова была переписана рукопись максимовского периода толкований Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна.
В 1537 Тучков участвовал в раб
оте по созданию Великих Миней Четиих. Инициатор этого предприятия Макарий, архиепископ Новгородский, убедил Тучкова составить «Житие Михаила Клопского». Тучковская редакция (по принятой классификации — третья) опиралась на предыдущие, но отличалась от них ясностью композиции, учеными отступлениями,
изысканным слогом (замена слов и словосочетаний новгородского происхождения книжными оборотами), риторической патетикой (витиеватое вступление, похвала святому). Знакомство Тучкова с «внешней» мудростью выразилось в необычном сопоставлении прославления христианских святых — агиографами и мифологичес
ких героев — поэтами «Омиром» и Овидием. На церковном Соборе 1547 Михаил Клопский был прославлен как общерусский святой — тучковская редакция его жития вошла в Великие Минеи Четии, вызвала восторженные отклики летописца (Новгородский владычный свод 1539).
Исследователи приписывают Тучкову еще ряд л