Ленинградский скульптор Василий Гаврилович Стамов принадлежит к тем деятелям советской культуры, которые на рубеже 50-60-х годов обратились к переосмыслению в нашем искусстве больших художественно-содержательных задач. Как иззвестно, это выразилось в углублении и обогащении образной структуры и, соответственно, раздвинуло рамки стилистических поисков.
Произведения Стамова этих лет, такие как "После работы" (керамика, 1957), "Юность" (мрамор, 1958), "Девочка" (гипс, 1960), обнаруживают присущий художнику дар поэтического видения, предваряют, правда, еще при наличии повество-вательности, возможность обращения к образам более обобщенным и емким. Новые моменты в творческом мышлении
не просто накапливались. Они нераздельно смыкались, точнее, являлись самим итогом роста художника, приходившего к осознанию своего особого пути в искусстве. Поворотной вехой в становлении Стамова явилась скульптура 1960 года "Утро". Исполненная в мраморе, она примечательна не только тем, что здесь в полный голос зазвучал лиризм как определяющая черта стамовского мировосприятия. Впервые у Стамова в столь большой мере содержательной стала сама пластика.
В "Утре" образно воплощено время, его динамика, стремительная наполненность. И вместе с тем, поэтически возвысив натуру до гармонического идеала, Стамов органично, с поразительным художественным тактом перевел изображение своей современницы в русло классической образности. В этом смысле, при всей убедительности личностной интонации, "Утро" свидетельствовало о вдумчивом постижении Стамо-вым метода А. Т. Матвеева.
У Матвеева, классика советской скульптуры, создавшего целую школу в искусстве отечественного ваяния, Стамов учился в Академии художеств с 1937 по 1947 год. До сих пор для Стамова, как, впрочем, и для других "матвеевцев", пластическая концепция учителя - как маяк в творческой деятельности. Думается, не без влияния Матвеева, в свое время обратившегося к переосмыслению античных законов гармонии, вошла в искусство Стамова и обнаженная модель, самый классический мотив ваяния. Хотя, размышляя о природе стамовского видения, не стоит, пожалуй, выпускать из виду, что заветы Матвеева пали как бы на подготовленную почву. Задолго до приезда в Ленинград предварялись они в какой-то мере впечатлениями детства и юности.
Стамов - уроженец, Крыма, древней Тавриды, земли, сохранившей следы эллинской культуры. Но и сама реальность, быт родного скульптору Коктебеля благоприятствовали тому, чтобы будущий мастер, восхищаясь статью загорелых и здоровых людей, навсегда влюблялся в живую грацию и пластическую красоту человека. В дальнейшем впечатления ранних лет и уроки, полученные у Матвеева, вылились в большую творческую программу: воспеть нравственный облик своего современника. И с конца 50-х годов поэтическая влюбленность Стамова в человека неизменно находит претворение в темах труда и спорта, юности и материнства.
Все три последних десятилетия Стамова отличает творческий динамизм, интенсивная и вдумчивая работа в различных жанрах ваяния. Так, сегодня он известен как мастер, работающий одновременно в области мелкой пластики и монументальной скульптуры (мемориал воинам Ленинградского фронта в Колпино, памятник М. Ю. Лермонтову в Пензе, фриз "Музыка" для музыкальной школы в Ленинграде), как создатель садово-парковых композиций (фонтан "Айкызы" в Уфе, "Девушка с голубем" для парка на Петроградской стороне в Ленинграде), наконец, как автор станковых и портретных работ ("За власть Советов!", "Рабочее утро", "Сталевар", "Петр 1", "Скульптор Шервуд"). Однако в этом многообразии художественных устремлений не потерялся личный "стамовский" напев. Напротив, со временем как бы определились и высветлились те ноты проникновенного лиризма и мудрой душевной углубленности, которые оттеняют самобытность созданий Стамова.
Высокая пластическая культура, совершенное знание возможностей различных материалов, богатство художественной палитры выделяют произведения Стамова 80-х годов. Среди них - портрет Федора Абрамова (1983), "Торс" (1983), "Покой", "Тревога", "Хлеб", "Русское поле" (все - 1984), "Скорбящая" (мемориал в Павловске, 1986), "Работница" (1986) и другие. Скульптуры объединяет сплав станкового и монументального начал, в их содержании проявляются черты метафоричности, что в русле устремлений ряда мастеров нашей скульптуры 70-80-х годов. Наконец, в этих работах убедительно найдена гармония художественных средств и замысла, что позволяет говорить о высокой творческой зрелости ленинградского мастера.
В группах "Покой" и "Тревога", воплощая тему материнства, Стамов строит форму монументально, целостным блоком, тем самым сохраняя весомость дерева как материала. При этом художник обнаруживает и тонкое понимание декоративности - рисунок текстуры мягко и гармонично вторит содержательной ритмике масс. Так атмосфера тишины и проникновенного согласия матери и ребенка живет в плавном созвучии плотных и упругих форм, усиленная мерно текущими линиями узоров дерева. В другой же скульптуре взволнованный "говор" дерева, текстура которого течет в частом, как бы поспешном ритме, передает тревогу и беспокойство матери. Порой представляется, что природная "эмоциональность" материала - отправная точка замысла.
Умение через скульптурный образ обращаться непосредственно к сущностным вопросам своего времени, глубоко, избегая при этом прямолинейности, проникать в состояние эмоционально-духовной жизни современников Стамов не менее ярко проявил в скульптуре "Торс". Ясная и экономная архитектоника отнюдь не помешала автору найти тонкие пространственные ритмы. В фигуре живет волнующая трепетность и внутренняя возможность движения, иного положения в пространстве, равно как и другого состояния.
Наряду с подобными классическими мотивами включенность стамовских героев в жизненный поток находит выражение и в более конкретных сюжетах, но в характерном для последних лет смыкании граней поэтического и монументального истолкований. Работа "Хлеб" - о красоте и значимости человеческого труда. В том, как величественно и задумчиво-спокойно стоит бывший воин с караваем в руках на родной земле - утверждение и прославление скульптором нравственно-трудовых и созидательных начал нашей жизни. В результате обработки поверхности дерева не гладко, а небольшими выемками фигура могучего, закаленного работой хлебороба кажется как бы окутанной воздухом. Представляется, что он в природной среде, в поле. посреди России, которую он отстоял в недавней войне.
Так общественный пафос, гражданственные мотивы органично вливаются в изысканную и одухотворенную пластику Стамова, в его поэтически-возвышенные раздумья о мире и о прекрасном в человеке.