Тайный советник, известный миссионер, общественный деятель, участник монархического движения, издатель газеты «Колокол».
Из семьи священника. Окончил Киевскую ДА, преподавал в Казанской ДС, служил миссионером Киевской и Полтавской епархий. Киевский генерал-губернатор гр. А. П. Игнатьев пригласил Скворцова к себе чиновником особых поручений со специальным назначением ведать делами о сектантах, которых появилось много н
а юге России. Затем Скворцов был замечен обер-прокурором К. П. Победоносцевым и назначен в 1895 на должность чиновника особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода (впоследствии он неоднократно рассматривался как кандидат на должность тов. обер-прокурора). Скворцов основал ежемесячный журнал «Мисс
ионерское обозрение», который издавал и редактировал в теч. 20 лет (1896—1916). Широкую известность в правых кругах он получил во время общественного возбуждения, связанного с отпадением от Православной Церкви гр. Л. Н. Толстого, Скворцов издал специальную книгу, обличающую зловерие графа, которая в
ыдержала три издания. В 1906 основал ежедневную церковно-политическую газету «Колокол», издавал и редактировал ее, а с 1910 издавал бесплатное популярное приложение к газете «Голос истины. Еженедельное иллюстрированное церковно-народное апологетическое издание». В 1901 был одним из основателей знаме
нитых Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге. Сторонник имяславия.
Принимал активное участие в право-монархическом движении. Член Русского Собрания (PC), где состояла и его жена Юлия Александровна. Участник 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906 (Всероссийский съе
зд Людей Земли Русской), выступал с речью «О необходимости борьбы с жидовской печатью», в которой отмечал, что «пресса в огромном большинстве в руках евреев». Был тов. председателя Союза Правой Русской печати, созданного по решению 3-го Съезда (возглавил Союз после кончины первого председателя кн. М
. Л. Шаховского). Выступал с докладом на Первом Всероссийском Съезде представителей правой русской печати 29 апр. 1907 (был тов. председателя Съезда), который проходил в рамках 4-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 26 апр. — 1 мая 1907 (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа).
Наряду с прот. И. И. Восторговым, архим. Макарием (Гневушевым), проф. В. Ф. Залеским, В. М. Пуришкевичем, Б. В. Назаревским и И. Г. Айвазовым входил в состав Оргкомитета по созыву Московского съезда (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909), выступал с приветствием от Союза Правой Русск
ой печати, был товарищем председателя двух отделов (по церковным вопросам и вопросам печати), на последнем заседании произнес речь об огромном значении Съезда. Принимал активное участие в деятельности Русского Народного Союза им. Михаила Архангела (РНСМА), в 1909 — 1-й пол. 1915 член Главной Палаты,
входил в состав Редакционной комиссии «Книги русской скорби», издававшейся РНСМА, был в числе сотрудников журнала «Прямой путь». 8 авг. 1910 вместе с прот. И. И. Восторговым участвовал в работе Совещания представителей сибирских монархических организаций в Иркутске.
Входил в состав Устроительног
о Совета Монархических Съездов, как депутат от PC. Участник 5-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 16—20 мая 1912), выступал с речью в последний день заседаний Съезда. В окт. 1913 от имени руководства РНСМА подписал приветствие «мужественным обличителям еврейского религиозного ф
анатизма» на процессе по делу Бейлиса Г. Г. Замысловскому и А. С. Шмакову.
В 1915 вышел в отставку в чине тайного советника. В июне 1915 в ответ на «юдофобскую речь» В. М. Пуришкевича вышел из состава РНСМА и совместно с В. Г. Орловым основал Отечественный Патриотический Союз (ОПС), устав которог
о разрешал прием в члены союза инородцев, в т.ч. евреев. Одновременно газета «Колокол» стала защищать идею равноправия евреев и поддерживать Прогрессивный блок. Распространились слухи, что Скворцов получил крупную субсидию от банкира Рубинштейна. Архиеп. Никон (Рождественский) писал 31 авг. 1915 С.
А. Нилусу о Скворцове: «Ему нужны деньги, много денег, до ста тысяч, а жиды дают... Вот вам «миссионер»! Жиды страшно подняли головы. Наши жидохвосты трусят и храбрятся». В этот период от Скворцова и Орлова отмежевались практически все видные правые деятели, их называли «орудиями» министра внутренни
х дел А. Д. Протопопова. Тем не менее лидеры ОПС оставались на правых позициях. Так, 20 января 1917 Скворцов принял участие в собрании Союза, которое проходило Москве и на котором обсуждались меры борьбы с развивающимся в стране брожением. ОПС послал телеграмму Протопопову с требованием проявлять на
местах твердую власть, т. к. революционная пропаганда принимает широкие размеры. Словом, для борьбы с революцией ОПС предлагал те же меры, что и др. правые.
В годы гражданской войны на юге России возглавлял правую организацию «Союз русских национальных общин» (создан в мае 1919). Вот как характе
ризовал основные направления деятельности Союза деникинский Отдел пропаганды: «Национальное воспитание русского народа внедрением в него понятий о национальности, любви к вере православной и к монархии (о последнем в официальной программе умалчивается). Работа ведется в крестьянской и рабочей среде.
.. Деятельность Союза создание чайных, библиотек, кооперативов, имеющих целью вести пропаганду не только посредством распространения литературы и устно, но и оказанием реальной помощи населению». В Совет Союза кроме Скворцова входили видный правовед Н. Н. Алексеев, прот. Н. П. Розанов, Н. Н. Львов (
перешедший из «Южнорусского национального центра») и др. Устав Союза, зарегистрированный в окт. 1919, провозглашал следующие цели:
«Сплочение, усиление и возрождение русской нации как носительницы великих культурных ценностей, обслуживающих интересы всего человечества. Воссоздание и процветание
Великой, Единой и Неделимой России... Государство Российское восстанавливается в границах его существования до 1914 г., за исключением Польши. Русской нации в возрожденной России надлежит занимать главенствующее положение народа-хозяина, принадлежащее ей по историческому праву. Государственно-правов
ые нормы России должны соответствовать национальным особенностям первенствующего русского народа. Церковь Христова (православная и старообрядческая)... должна духовно и морально объединять русский народ, нравственно влияя на все стороны государственной жизни. Народности, территориально входящие в со
став Государства Российского, пользуются правом на национально-культурное и религиозное самоопределение». Стараясь угодить взглядам лидеров белого движения Союз стоял на позициях «непредрешенчества», однако заявлял, что будущая форма правления должна «соответствовать национальному правосознанию русс
кого народа». Он ратовал за достижение в будущей России «разумной децентрализации власти на началах областной автономии и широкого местного самоуправления», осуществление всеобщего начального обучения «на русских национальных началах и развитие христианского религиозного чувства и морали», проведени
е «ряда неотложных социально-экономических реформ» в направлении «развития мелкой земельной собственности, <...> защиты труда рабочих от эксплуатации», а главное «развитие русской национальной промышленности и торговли, освобождение русского капитала от иностранного и инородческого порабощения, широ
кое развитие русской национальной кооперации, реформа местного самоуправления на принципе национальной пропорциональности, а на окраинах государства — обеспечение прав русского меньшинства». Членами «Союза» могли быть «совершеннолетние русские люди, без различия пола, не опороченные по суду», а русс
кими признавались «великороссы, малороссы, белороссы, казаки, карпатороссы».
Союз русских национальных общин был одним из главных организаторов правого съезда в июне 1919 в Кисловодске, на котором было заявлено об образовании правого блока. Кроме Союза там были представлены Национал-либеральная п
артия, общество «За Россию» и «Общество Прикарпатской Руси». Было намечено издание теоретического органа правого блока «Наш путь» (впоследствии «Русский путь»), но его выпуск так и не был налажен. На съезде Союза 14—20 июля 1919 ген. А. Г.Шкуро был избран почетным членом Союза. Осенью 1919 руководст
во Союза представило обширный доклад А. И. Деникину с изложением своей политической стратегии и просьбой о всесторонней поддержке. В докладе главнокомандующему фактически предлагалось отбросить бесперспективные кадетские лозунги и сделать идеологию Союза основой пропаганды и агитации в армии. Однако