Всего произвёл более 200 боевых вылетов. Проведя 48 воздушных боёв, уничтожил 16 неприятельских самолётов лично и 1 - в группе с товарищами. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 14 Августа 1919 года в селе Ставки, ныне Фастовского района Киевской области, в семье крестьянина. Окончил 2 курса Белоцерковского педагогического техникума. С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
В Январе 1942 года получил назначение в 247-й ИАП на Керченском полуострове. Позднее, летом 1943 года, участвовал в грандиозном Курском сражении ( в это время был командиром эскадрильи ), затем - в операциях по форсированию Днепра, а также в боевых действиях в Молдавии, на территории Польши и Германии.
К Марту 1945 года заместитель командира 152-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Майор В. М. Шевчук совершил 194 боевых вылета, участвовал в 42 воздушных боях, сбил лично 14 и в группе 1 самолёт противника.
Всего произвёл более 200 боевых вылетов. Проведя 48 воздушных боёв, уничтожил 16 неприятельских самолётов лично и 1 - в группе с товарищами. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1948 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной академии, а в 1958 году - Высшие академические курсы при Военной академии тыла и транспорта. Служил в центральном аппарате Министерства обороны СССР. С 1979 года Генерал - Лейтенант авиации В. М. Шевчук - в отставке. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями, иностранными наградами. Автор книги воспоминаний о войне - "Командир атакует первым".
* * *
Василий Шевчук родился в Августе 1919 года в селе Ставки Фастовского района Киевской области. Отец - Михаил Павлович ( 1898 - 1944 ) и мать - Елена Сидоровна ( 1900 - 1935 ) - были крестьянам. После школы Василий поступил в Белоцерковский педагогический техникум, окончил два курса. И затем резкий поворот судьбы - Качинская военная авиационная школа лётчиков, которую он окончил в 1939 году.
На фронт лётчик - истребитель Шевчук попал в Январе 1942 года. На всю жизнь запомнился ему боевой вылет на прикрытие штурмовиков 1 Мая. Штурмовики получили задание уничтожить артиллерийские позиции противника севернее Феодосии. На их прикрытие взлетело звено истребителей: Степан Карнач - ведущий, Александр Лапшин, Василий Шевчук и Виктор Головко. На подходе к Феодосии у Головко забарахлил мотор, и ведущий приказал ему повернуть обратно. Потом Лапшин обнаружил, что у него кончается горючее, и ему тоже ведущий велел идти на свой аэродром. Василий Михайлович остался со Степаном Карначём вдвоём. А штурмовики подходили к цели, в небе уже появились хищные силуэты "Мессеров". Их было около десятка.
"Держись, Вася ! - послышался у Шевчука в наушниках голос лихого комэска Карнача. - Бить их будем поодиночке. Расходимся !.."
"Мы понимали, что победить при таком соотношении сил трудно, - рассказывает Василий Михайлович и словно снова идёт в бой - глаза его молодо загораются, движения рук воспроизводят маневр и начало той неравной схватки с противником. - Степан резко рванул влево, вывел самолёт из крена и помчался к "Мессерам". Я повернул свою машину вправо, рассчитывая, что так нам удастся отвлечь немцев от штурмовиков, которые уже построились в боевой порядок и начинали работу. Немцам пришлось разделиться на две группы, и я оказался против шестерых врагов, а Степан - против четырёх.
Всё, что я умел, что мог выжать из своего самолёта, я вложил в ту схватку. Уже, кажется, не только гимнастерка, но и реглан кожаный пропитался испариной. "Мессер" не раз попадал мне в прицел, однако в последнюю секунду уходил из - под огня. А мне не только за ним приходилось носиться, но и остальных из виду не упускать - тут же срежут. И всё - таки я одолел гитлеровского пилота. Не успел порадоваться, что враг повержен - вот он горит, падает, взрывается ! - как что - то тяжёлое обрушивается на мой самолёт, словно удар огромным бревном по плоскостям, фюзеляжу, кабине... Яркая вспышка ослепила глаза. Пламя охватило машину сразу со всех сторон. Я посмотрел на высотомер: всего 180 метров. Как же близко земля ! Прыгать поздно. Но самолёт вот - вот взорвется... И тогда я всё же вылез из кабины и рванул кольцо парашюта !.."
Василий Шевчук упал на землю рядом с нашим передним краем, а вытащила его из - под огня врага медсестра Маруся.
При падении на землю Василий получил перелом четырёх позвонков. Хирург Вера Павловна Авророва обещала раненому, что ходить он будет, а вот летать едва ли.
Но молодой организм справился с переломами, и через полгода лечения, в Октябре 1942 года, Василий Шевчук вернулся в свою часть.
В составе 247-го истребительного авиационного полка он сражался в небе над Курском, на Украине, в Молдавии, в Польше. А в битве за Берлин и Прагу В. М. Шевчук уже сам командовал полком - 152-м Гвардейским истребительным.
За время войны Василий Михайлович Шевчук совершил более 200 успешных боевых вылетов, в 48 воздушных боях сбил 17 самолётов противника. 27 Июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После окончания войны он ещё долго продолжал служить в Вооружённых Силах и лишь в 1979 году, в звании Генерал - Лейтенанта авиации, вышел в отставку.