В 1944 году командовал авиационой эскадрильей 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Всего совершил 470 боевых вылетов, сбил 21 самолёт противника лично и 6 - в составе группы.
В 1945 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Работал в Главном архитектурно - планировочном управление Ленгорисполкома. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями.
Родился 29 Декабря 1918 года в деревне Денисиха, ныне Старицкого района Тверской области, в семье рабочего. В 1934 году переехал в Ленинград. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при заводе имени Карла Маркса. Работал формовщиком. К Красной Армии в 1937 - 1946 и с 1966 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Участник Сталинградской битвы, боёв на Курской дуге, в Белоруссии, Германии. К Марту 1943 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 210-я истребительная авиационная дивизия, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт ) Гвардии старший лейтенант В. А. Савельев совершил 230 боевых вылетов, сбил 10 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1944 году командовал авиационой эскадрильей 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Всего совершил 470 боевых вылетов, сбил 21 самолёт противника лично и 6 - в составе группы.
В 1945 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1975 года Гвардии полковник В. А. Савельев - в запасе. Жил в Ленинграде. Работал в Главном архитектурно - планировочном управление Ленгорисполкома. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Умер 13 Мая 1985 года.
* * *
Войну Василий Савельев встретил на западной границе. Несколько позднее, в составе 434-го истребительного авиаполка, участвовал в боях на Сталинградском направлении. Летом 1942 года на ЛаГГ-3 он совершал по 5 - 7 боевых вылетов за день, ежедневно проводя по нескольку воздушных боёв. На всю жизнь запомнились ему жаркие Июльские дни 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.
Степь палила зноем. Жгло яркое солнце. В раскалённом воздухе аэродрома весь день и даже ночью рокотали моторы. Пахло гарью, мазутом. Лётчики спали по 3 - 4 часа. Одни самолёты поднимались в воздух, другие шли на посадку. Переправы на Дону у города Калача переполнены войсками. Наши части отходили. Немецкое командование бросало сюда одну воздушную армаду за другой. Авиация противника преобладала в небе. Советским лётчикам приходилось вступать в бои одному с 5 - 6 вражескими самолётами, а иногда и с большими силами. Об одной из таких схваток Василий Савельев и вспоминает:
"Это было 26 Июля. Наша группа из 7 самолётов под командованием Капитана Избинского вылетела к Дону. Солнце только всходило, но на переправе было уже оживлённо. Вдали, на западе, мы увидели множество немецких бомбардировщиков. Они шли к Дону тремя колоннами, по 18 машин каждая, с интер
валами в 600 - 800 метров. Наш ведущий, командовавший всего 7-ю истребителями, принял решение - атаковать всей группой, плотным строем сверху в лоб. Мы взяли максимальную скорость, чтобы встретить врага дальше от переправы. Первой атакой по первой колонне мы сразу подожгли 4 бомбардировщика. Остальные, сбросив бомбы в степи, поспешно разворачивались и уходили назад, что сильно морально подействовало на идущие сзади другие колонны. Не сбавляя скорости, мы врезались во вторую колонну и сбили ещё 4 самолёта, а третья колонна не досчиталась 3-х машин. За этот вылет я сбил двух бомбардировщиков.
В этот день наш полк 7 раз поднимался в воздух, и каждый вылет сопровождался воздушными боями. Противник потерял при этом 34 самолёта, а мы - лишь 1 подбитый истребитель".
Таких дней у Старшего лейтенанта В. А. Савельева было много. Начав войну в Июне 1941 года, под Сталинград прибыл уже опытным воздушным бойцом. За тот памятный бой у переправы он был награждён уже вторым орденом Красного Знамени. Очень быстро Василий Антонович выдвинулся в число сильнейших лётчиков полка. Он отличался упорством, высокими бойцовскими качествами, не отказывался от разумного риска в бою. После переучивания на Як-7Б сражался в небе Сталинграда.
В небе над Волгой лётчики 434-го истребительного авиаполка ( ставшего вскоре 32-м Гвардейским ) каждодневно умножали славу своей части меткими ударами по врагу. К концу 1942 года, например, Капитан И. И. Избинский уничтожил 15 самолётов противника, Старший лейтенант А. Г. Котов - 14, Старший лейтенант М. А. Гарам - 12, Старшие лейтенанты А. И. Хользунов и В. А. Савельев - по 9 самолётов.
В Январе 1943 года Василий Савельев пролетел над своим Старицким районом. Сердце сжалось от боли и нежности. Вот и родная Денисиха. Он сделал над ней круг, увидел людей и сбросил им вымпел с запиской. Вскоре в эскадрилье получили районную газету. Земляки желали Васе Савельеву и его товарищам крепко бить врага, а сами обещали работать без устали для фронта. Это тёплое отеческое напутствие потом не раз придавало ему силы в минуты тяжёлых испытаний. И позднее, бывая в родных краях, ветеран войны неизменно вспоминал своё короткое свидание с этим краем в военную годину...
Зимой 1943 года на Калининском фронте Гвардии Старший лейтенант В. А. Савельев одержал свою очередную победу и за 230 боевых вылетов, 10 сбитых самолётов противника был представлен к званию Героя Советского Союза.
В начале Марта 1943 года, после перегруппировки войск и подхода свежих сил, войска Северо - Западного фронта возобновили наступление с целью прорвать неприятельскую оборону и очистить левый берег реки Ловать с последующим развитием наступления в западном направлении. Противник, опираясь на хорошо подготов
енную оборону, оказывал упорное сопротивление. Авиация обеих сторон активно использовала погожие дни для прикрытия и поддержки своих войск.
5 Марта лётчики 32-го ГвИАП, участвуя в напряжённых воздушных боях, сбили несколько самолётов противника. Так, сопровождая штурмовики в составе группы из 6 Як-1, командир звена Гвардии старший лейтенант В. А. Савельев в районе цели заметил группу Ме-109, пытавшихся атаковать "Илы". Используя преимущество в высоте, "Яковлевы" атаковали врага. Смелость и меткость огня оказались решающими. Василий Савельев сбил одного "Мессера", другого зажёг Гвардии лейтенант М. П. Лепин, третьего - Гвардии младший лейтенант С. Ф. Вишняков. Уцелевшие Ме-109 ушли на свою территорию.
12 Июля 1942 года Василий Савельев сбил ещё два вражеских самолёта. А вскоре, в одном из последующих боёв, его "Як" был подбит, и лётчик, кое - как дотянув горящую машину до своей территории, выпрыгнул на парашюте.
Летом 1943 года, летая уже на Ла-5, Василий Савельев в боях под Орлом провёл 42 воздушных боя, сбил лично 3 немецких истребителя... Он сражался над Великими Луками, на Курской дуге, в Белоруссии, над Тильзитом и Ригой, участвовал в битве за Берлин.
В начале 1944 года Гвардии капитан В. А. Савельев командовал уже одной из эскадрилий 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка.
К началу летнего наступления советских войск 1944 года общая стратегическая обстановка для немецко-фашистской Германии ещё более ухудшилась. К началу операции 3-го Брянского фронта 3-я Гвардейская Брянская истребительная авиационная дивизия полностью сосредоточилась на аэродромах "Изубры" и, после изучения и облёта района боевых действий, готова была к выполнению боевых действий.
24 Июня войска 3-го Белорусского фронта перешли в наступление и на Оршанском направлении. Этот день принёс новый успех лётчикам 63-го ГвИАП. Прикрывая свои наземные войска в районе Орехи, Голяши, Остров - Орьев, 4 Ла-5 под командованием Героя Советского Союза Гвардии майора В. А. Савельева в районе прикрытия встретили 4 Ме-109 и 4 FW-190. Завязался воздушный бой, длившийся в течение 20 минут, в результате которого было сбито 5 самолётов врага ( 4 Ме-109 и 1 FW-190 ). Один из "Мессеров" записал на свой боевой счёт Василий Савельев. Наши потери составили 1 самолёт ( его пилот выбросился на парашюте ).
Войну Гвардии майор В. А. Савельев закончил в небе Германии. Всего совершил 470 успешных боевых вылетов, провёл 30 штурмовок. В воздушных боях уничтожил 21 самолёт противника лично и 6 - в группе с товарищами.
Вскоре после войны, в 1946 году, Василий Антонович демобилизовался. Но в 1966 году был вновь призван в ряды Советской армии. В 1975 году вышел в запас в звании Полковник. Жил и работал в Ленинграде