Русский дирижёр, пианист, педагог, директор Московской консерватории в 1889—1905.
Родился в семье казачьего генерала Ильи Ивановича Сафонова, который в 1862 году переехал в Санкт-Петербург, где юный Сафонов начал обучаться в Александровском лицее и брать частные уроки игры на фортепиано у Теодора Лешетицкого. В 1872 поступил на гражданскую службу, но оставил её в конце 1870-х, когда поступил в Петербургскую консерваторию в классы теории музыки Николая Зарембы и фортепиано — Луи Брассена. Добившись огромных успехов, уже в 1880 году Сафонов окончил консерваторию с золотой медалью и в том же году дебютировал как пианист на одном из концертов Русского музыкального общества. В последующие несколько лет выступал в ансамбле со скрипачом Леопольдом Ауэром и виолончелистами Александром Вержбиловичем и Карлом Давыдовым, пользуясь большим успехом как в России, так и в странах Европы.
До 1885 года Сафонов преподавал в Петербургской консерватории, а затем, по рекомендации Петра Чайковского, получил место профессора фортепианного класса в Московской консерватории. Взявшись за новое дело с большим энтузиазмом, Сафонов быстро завоевал хорошее расположение музыкальной общественности, и в 1889 был назначен директором консерватории (вновь при поддержке Чайковского), сменив на этом посту Сергея Танеева. Сафонов добился значительного улучшения финансирования заведения (его жена была дочерью министра финансов), при нём было перестроено здание консерватории, в 1901 году открыт Большой зал. Значительна также его роль в реформировании образовательных стандартов вуза.
Обладая огромной целеустремлённостью и непревзойдённым организаторским талантом, Сафонов был, тем не менее, человеком резким и властным (студенты за глаза называли его «Кавказским орлом»), нередко шедшим на конфликт. Так, не всегда складывались его отношения с Чайковским и Танеевым, особенно после отставки последнего с поста директора. Сам Сафонов был вынужден оставить пост руководителя консерватории после событий 1905 года, так как придерживался монархических политических взглядов, и находился в конфронтации с представителями либеральных и революционных убеждений.
В 1890-х — 1900-х годах Сафонов нередко выступал в качестве дирижёра Русского музыкального общества, организовывал общедоступные концерты в Москве. Его дирижёрское мастерство высоко ценил Николай Римский-Корсаков, а Александр Глазунов называл его лучшим дирижёром современности. Сафонова приглашали руководить рядом заграничных коллективов, в 1906—1909 он возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр, а также периодически выступал с оркестром Лондонской филармонии. Под его управлением в Европе и США впервые прозвучали многие сочинения русских композиторов: Чайковского, Глазунова, Скрябина, Рахманинова и других.
Вернувшись в Россию в 1909, Сафонов возобновил концертную деятельность, часто выступал в камерных ансамблях. Он также имеет больше значение как педагог: среди его учеников — Александр Скрябин, Николай Метнер, Александр Гедике, Иосиф и Розина Левины и другие известные пианисты. Сафонов — автор книги об исполнительстве «Новая формула» (1916).
Именем Сафонова названы филармония в Кисловодске, основанная им музыкальная школа в Пятигорске и музыкальная школа №87 в Москве.