Популярные личности

Василий Поленов

художник
Категория:
Дата рождения:
1844-06-01
Место рождения:
Санкт-Петербург, Россия
Дата смерти:
1927-07-18
Место смерти:
Санкт-Петербург, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

В 1872 году от Академии художества Василий Дмитриевич Поленов получил пенсионерскую заграничную командировку на шесть лет. Он путешествовал по Европе, в Германии основательно изучал произведения немецких художников, особенное впечатление (которое он сравнил с «опьянением опиумом») произвели на него романтические полотна А. Бёклина с их «одухотворением» пейзажа и возрождением культа античности.


Затем Поленов переехал в Италию, ознакомился с художественными произведениями в музеях Рима, Флоренции, Неаполя и Венеции, копировал некоторые картины мастеров Возрождения, в то же время и сам писал с натуры.

После возвращения в Россию Поленов поселился в Москве. Отличительным качеством новых работ Поленова стало появление в них света и воздуха, которые так поразили критиков и ценителей искусства в его «Бабушкином саде», «Лете» и, конечно же, в «Московском дворике».

Этюд к картине «Московский дворик» художник писал из окон своей московской квартиры на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков. Этой картиной Поленов дебютировал на Выставке художников-передвижников в 1878 году. Посылая ее в Петербург, он писал И.Н. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем отработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».

Однако именно эта «картинка» принесла Поленову известность и славу. Подобно саврасовским «Грачам», «Московский дворик» говорил зрителю о чем-то близком и родном, что с детства живет в сознании каждого человека.

На картине воспроизведен типичный уголок старой Москвы - с ее особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным укладом жизни. По воспоминаниям самого Поленова, это было утро ясного солнечно дня в начале лета. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая нестерпимым блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Дворик постепенно оживает.

Вот торопливо направляется к колодцу женщина с ведром, деловито роются в земле у сарая куры, затеяли возню в зеленой траве ребятишки. Пригревшись на солнце, мирно ожидает своего хозяина запряженная в телегу лошадь, в любой момент готовая тронуться... Девочка в белой кофте и длинной юбке стоит и внимательно рассматривает цветок, который держит в руках. Неподалеку горько плачет сидящая на земле маленькая девчушка, но на нее никто не обращает внимания... Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины, разлитых во всем пейзаже.

В картине В.Д. Поленова все дышит поэзией правды: и белоголовые ребятишки, и корявые березы с вьющимися над ними галками, и пушистый ковер молодой травы, и даже покосившиеся хозяйственные пристройки. Рядом с этими покосившимися сараями, колодцем и заборами сверкают белизной нарядные особнячки, стройные храмы, легко взлетают вверх кружевные колокольни, блестят в лучах солнца купола церквей... И над всем этим царит бездонное небо.

Для своей картины Поленов выбирал раннее летнее утро, оттого в ней нет ни зноя, ни яркого ослепительного солнца. Художник чувствовал, что жаркое солнце не вяжется с его скромным пейзажем, с его умиротворенным и ясным настроением, царящим в природе.

На первый взгляд, композиция «Московского дворика» кажется несколько хаотической, но только на первый взгляд. Силуэт сарая между белыми церковью и колокольней, освещенными солнцем, и домом определяет центр. Слева - приглушенные тона зеленого сада, справа пространство замыкает затененный угол сарайчика. Сверху и снизу пространство картины замыкают темнеющая зелень травы у нижнего края и темное в зените небо. Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья вдали за сараем уводят глаз зрителя в глубину перспективы.

Чистый воздух струится вокруг белой с горящими куполами церкви, и этим несколько лишает ее четких очертаний, но все остальные формы написаны художником совершенно ясно. Весенняя зелень травы передана со всевозможными оттенками, хотя издали может показаться, что ее поверхность окрашена одним тоном. Создается впечатление, что художник сознательно ограничивает себя 3-4 самыми необходимыми красками, чтобы добиться общей гармонии и передать воздушную атмосферу, окутывающую все деревья, фигуры и строения, крыши всех домов, например, светло-голубые, слегка зеленоватые.

Вся многолетняя художественная деятельность Поленова основывалась на горячем стремлении приносить своим искусством пользу людям, активно участвовать в жизни своего народа. Василий Поленов говорил: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит". Эти глубокие слова достаточно ясно выражают смысл жизни этого художника и точно обозначают стимул, побуждавший его к работе. Это высказывание могло бы служить эпиграфом ко всей разносторонней художественной деятельности мастера и одновременно стать ключом для понимания тонкой души человека, убежденного в способности искусства изменять мир по законам любви и мечты...



Поделиться: